У режиссёра иркутского любительского театра Александра ГРЕЧМАНА, ставшего лауреатом премии «Интеллигент провинции-2012», своё видение на этот счёт.
- Интеллигент - это не просто образованный человек или представитель социально значимой профессии, который сеет «разумное, доброе, вечное», это человек чести и совести, который живёт чужими проблемами. Он понимает, что происходящее вокруг во многом зависит от него самого, от его действия либо бездействия. Это цвет нации, если хотите, эти люди держат духовную планку села, города, страны, - уверен Александр Евгеньевич. - Поэтому я очень польщён тем, что получил такое признание и был причислен к интеллигентам провинции. Эта премия - прежде всего любовь и пристальное внимание к моему театру.
Параллельный мир в чёрной коробке
Я никогда не была на спектаклях Александра Гречмана, но после общения с режиссёром и экскурсии по его театру загорелась сходить хотя бы на одну из постановок. Здесь нет бархатного занавеса, помпезных декораций, огромных хрустальных люстр и золочёной лепнины. В маленьком уютном зале на 100 человек минимум декора, всё выдержано в тёмных тонах, чтобы не отвлекать от главного - игры актёров.
Фото: из архива театра |
- Театр - это атмосфера, - подчёркивает Александр Евгеньевич. - Человек, который переступает порог театра, должен попадать в «чёрную коробку», в которой его ждёт много фокусов и неожиданностей. Зритель не должен приносить в зал улицу с её звуками, запахами, погодой, он должен всецело окунаться в природу происходящего на сцене. Для меня театр - это магия, параллельный мир со своим собственным летоисчислением. И это можно ощутить только в маленьком зале с камерной сценой.
Следуя этому правилу, 21 год назад группа энтузиастов во главе с Александром Гречманом (тогда сотрудником лаборатории надёжности Иркутского радиозавода) разгребла, очистила от хлама и оборудовала под театральный зал бывшее помещение кухни в Доме культуры завода им. Куйбышева. Вскоре состоялась премьера первого спектакля «Ромео, с добрым утром!» по бессмертной пьесе Вильяма Шекспира.
- Это стало событием в театральном Иркутске, - вспоминает режиссёр. - Подготовка шла около года. Когда я брался за «Ромео», поставил главное условие - роль Джульетты должна сыграть 14-летняя девочка, которая сможет передать психологию этого возраста.
Светлана Иванова, которую я нашёл на школьном конкурсе чтецов, справилась изумительно, «чуйка» меня не подвела.
В процессе работы над спектаклем присоединялись новые люди. Надо сказать, что в то время желающих заняться театром было намного больше, чем сейчас. Приходили литераторы, педагоги, учёные. Нам было просто хорошо от того, что мы собирались вместе, рассуждали, спорили о разном. Кто-то задерживался на год-два, кто-то влюблялся в театр навсегда. В начале 90-х не было Интернета и мы писали друг другу письма. А сколько читали! Книжки переходили из рук в руки. Сейчас литературы валом, но дети не читают. Дошло до того, что приходится устраивать для студентов (Александр Гречман ведёт студенческую театральную студию. - Ред.) избу-читальню, чтобы они начали мыслить. И смотришь - толчок пошёл, начинают сами читать, делиться впечатлениями.
Актёры по выходным
В здании дома культуры театр Гречмана существовал недолго. Буквально через год учреждение ушло с молотка, актёры остались на улице. Некоторое время ютились в Областном центре народного творчества и досуга, затем переехали в Иркутский энергетический колледж, где «хозяйничают» до сих пор.
Сейчас в труппе около 20 актёров. Они сами себе и гримёры, и портные, и декораторы, и бутафоры. Никаких кастингов в театре не существует. Главные требования - это желание работать и талант. Люди приходят сюда сами. Среди них бизнесмены, юристы, врачи, психологи, учёные, лингвисты (поэтому иностранные языки звучат в нескольких спектаклях) и даже чиновники. Например, никому так не удаётся роль гоголевского городничего в «Ревизоре», как руководителю Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Виталию Барышникову.
Возраст актёров - тоже самый разный - от 20 до 70 лет. Репетиции в этом любительском театре проходят только по выходным. В будни актёры работают по своим специальностям. Но в то же время многие любители, попав в театр Гречмана, настолько заражаются «вирусом сцены», что уходят учиться в театральные училища, а затем - работать в профессиональных труппах.
А вот сам Александр Евгеньевич так и не получил профильного образования.
- Я окончил политех, затем выучился на филолога, но до театрального вуза не дошёл, - рассказывает режиссёр. - Все мои университеты потекли по другим законам. Я посещал интересные лаборатории, мастер-классы, смотрел много спектаклей, перенимая опыт коллег. То, что нравилось, брал на заметку. Как говорят американские психологи, если десять лет заниматься одним делом, неизбежно станешь профессионалом. Я в режиссуре 21 год.
- Александр Евгеньевич, вы называете свой театр авторским, что значит «экспериментальный», «нетрадиционный», «авангардный»…
- Нет, в слово «авторский» заложен несколько иной смысл. В нашем театре мы всё создаём сами: пишем сценарии пьес, сочиняем музыку к спектаклям, изготавливаем декорации, шьём костюмы, и за каждой творческой удачей есть собственное авторство каждого, - поясняет мой собеседник. - Как сообщающиеся сосуды, мы живём одним сердечным ритмом. Все вместе выковываем нечто принадлежащее только нам - авторское. Все стёклышки, как в калейдоскопе, собираются, и возникает красивая картинка. Театр - коллективное творчество. Я всегда говорю ребятам: «Вместе мы гениальны, а по отдельности - просто хорошие люди». У нас нет случайных актёров, как, впрочем, и зрителей. Все 100 человек, пришедшие в театр, - заинтересованные участники действия. Наш зритель - слышащий и понимающий. Я убеждён, что ни один даже самый гениальный спектакль не стоил бы ничего без талантливых зрителей. Развлекательная функция театра - это не про театр Гречмана. Наша идейная задача - чтобы театр потрясал, ошеломлял.
Фото: из архива театра |
Кстати:
В репертуаре театра Гречмана - гоголевский «Ревизор», «Утиная охота» Вампилова, «Возвращение со звёзд» по Станиславу Лему, «Человек, который смеётся» Гюго, «Пена» по мотивам сказок Андерсена, «Mein Kleiner Pavel» - версия жизни императора Павла. Автор всех сценарных работ - филолог, поэтесса и драматург Анна Иоффе.
Сайт театра: