Хочешь играть в театре – создай его сам. В городе Свирске никогда не было театра – ни профессионального, ни любительского, но при этом всегда были люди, которые горели этим искусством. Они собирались в местном Доме культуры, репетировали, ставили один-два спектакля в год и мечтали о собственной студии.
Объединить все идеи в проект (сегодня по-другому средств не получить) и побороться за грант на Всероссийском конкурсе «Культурная мозаика малых городов и сёл» в 2017 году взялась режиссёр Елена Твердохлебова. От Иркутской области заявки подали 37 участников, но только четыре вошли в число победителей. Среди них и свирский проект «Театр для всех». На выигранные 700 тысяч рублей (плюс ещё 600 тыс. добавил муниципалитет) в бывшем складском помещении Дома культуры оборудовали зрительный зал на 40 мест, установили сцену, приобрели звуковое и световое оборудование, компьютерную технику, кондиционер и даже обучили сценическому мастерству всех начинающих актёров. На мастер-классы от педагогов Иркутского театрального училища пришло в десять раз больше желающих, чем ожидали организаторы.
«Стало ясно, что наши усилия не напрасны, людям нравится проект, и они хотят заниматься театральным жанром», – делится режиссёр. Сейчас на новой сцене репетируют три коллектива – детский, молодёжный и взрослый. В каждом по 12-15 человек. Елена Твердохлебова руководит театральной студией для взрослых.
Мужчины – в дефиците
Позади восьмичасовой рабочий день, а артисты спешат на репетицию в Дом культуры, где их ждут такие же любители – бухгалтера, учителя, гослужащие. Основная работа – это для денег, а здесь – для души. Пока репертуар у начинающих театралов небогатый – к 9 Мая ставили отрывок из романа Фёдора Абрамова «Братья и сёстры», сейчас готовят новогодний мюзикл «Принцесса на горошине», а с февраля уже планируют взяться за что-то серьёзнее.
«Выбирать придётся такое произведение, где в основном женские роли. Желающих заниматься в студии много, но приходят только женщины, – сетует Елена Анатольевна. – Сейчас у нас в коллективе всего один мужчина зрелого возраста. То ли скромничает сильный пол, то ли привык расслабляться и отвлекаться от рабочих будней по-другому».
Похвале и взрослый рад
Елена Анатольевна признаётся, что со взрослыми актёрами гораздо сложнее работать, чем с детьми или молодёжью.
«Режиссёр должен иметь большой авторитет, чтобы его слушали и слушались все члены труппы, иначе возникает много пустых обсуждений, которые мешают процессу. Со взрослыми в этом плане не всё гладко, – делится она. – Это уже сложившиеся личности, со своими убеждениями и взглядами. В них есть некоторая косность, штампы, которые очень трудно искоренить. Из-за этого зрелого человека сложнее раскрыть, показать его в ином качестве, «слепить» нужный режиссёру образ. Но если это получается, происходят настоящие метаморфозы. Бывает, на первый взгляд человек совсем не производит впечатления успешного актёра – кажется, сцена вообще не для него, но он работает над собой, старается, прислушивается к советам - и в итоге так «выстреливает»! Очень стеснительный, зажатый, закомплексованный в жизни, на сцене он преображается – будто надевает маску, и, прикрывшись ей, становится раскрепощённым, свободным – в мыслях, чувствах, движениях. Один раз стоит успешно выступить на сцене, и актёр уже не может без этого жить. Отдача от зрителей – это настоящий наркотик. Каждому важно слышать, что он талантлив, востребован и интересен».
Репетиция жизни
Елена Анатольевна уверена, занятия в театральной студии – это особый вид психотерапии. Они помогают людям справиться со стрессом, разгрузить голову, побороть страхи, снять зажимы и научиться выстраивать отношения с окружающими. Если профессиональный театр – это производство и актёры ходят туда на работу, получают зарплату, то любителей в театре привлекает нечто иное. Игра на сцене учит их жить.
«Когда ты присваиваешь себе роль другого человека, то учишься сопереживать, начинаешь лучше понимать психологию людей, меньше осуждаешь других. Например, примеряя роль подлеца, ты невольно оправдываешь его подлость и потом в реальной жизни уже не спешишь осудить, а стараешься понять любого человека. Это очень помогает во взаимоотношениях, – поясняет режиссёр. – Для жителей провинции, которые не видят ничего, кроме работы, дома и дачи, театр – это отдушина, возможность реализовать себя. Ведь театральное искусство уникально: оно объединяет и танец, и песню, и художественное творчество. В нём может раскрыться каждый».
Смотрите также:
- Как танец лечит душу. Для кого искусство в этом мире становится «связным»? →
- Танец с Пикассо. Пластический театр «оживил» картины испанского художника →
- «Поролоновый кот». Артист театра кукол – о «лакомых» ролях и стереотипах →