11 июля отмечался День светооператора, или художника по свету. В этот день в далёком 1874 году электротехник Александр Лодыгин запатентовал изобретённую им лампочку накаливания. Художники по свету работают везде: на радио, телевидении, стадионах, в цирке и, конечно, театре. Туда мы и отправились узнавать о тонкостях профессии.
Эстетика вкуса
Работу световиков часто недооценивают. Со стороны людям кажется, что ничего сложного в их занятии нет: пришёл, включил лампочки и сиди, смотри спектакль. Однако это далеко не так.
Художник по свету Андрей Участкин 11 июля отмечает не только профессиональный праздник, но и свой день рождения, и это совпадение считает не случайным. Служение театру называет своим призванием. Он работает в нём уже больше 20 лет. Карьеру световика начинал в иркутском драмтеатре и вот уже 19 лет трудится в ТЮЗе им. Вампилова. Зрители ни разу не видели его на сцене, но без его работы они вряд ли смогли бы разглядеть на ней актёров и декорации.
«Спектакль без света, словно чёрно-белый набросок на холсте, причём еле заметный, а вот краски и обрамление даёт именно свет. Он словно вдыхает в картину жизнь. Зачастую в театре даже не задумываются, что кто-то поработал над этим обрамлением», - рассказывает Андрей.
Он признался, что ради хорошей постановки часто приходится работать по ночам, но результат стоит стараний, ведь именно от правильного освещения зависит успех премьеры. А чтобы дать постановке правильный свет, работнику нужны не только знания о световой теории и устройстве осветительных приборов. Без эстетического вкуса и музыкального слуха в профессии делать нечего.
«Художник по свету должен уметь всё: разбираться в режиссуре и тонкостях актёрского мастерства, слышать музыку и различать её тональности. Ведь часто игра света происходит при смене мелодии, и нужно слышать изменение тона, чтобы сделать световой переход», - отметил мой собеседник.
Светоопреатор работает в тесной связке с режиссёром, у которого свои задачи перед постановкой. При этом у световика тоже должно быть своё видение картины. Две идеальные концепции профессионалов и составляют красивый спектакль.
«Когда я смотрю на репетицию без освещения, я вижу, куда добавить яркого света, а где приглушить тона, потом согласую свои идеи с режиссёром, и мы воплощаем задуманное. В идеале на отработку одного спектакля нужна неделя. Но приходится делать всё гораздо быстрее», - рассказывает Андрей.
Контровой, лобовой, рамповый…
По его словам, справляться с быстрым ритмом позволяет современная техника. За 20 лет появилось много новинок с разными «наворотами», однако управлять ими легче, чем допотопными пультами.
Теперь пред глазами зрителей можно создавать волшебные картины. Например, благодаря контровому свету картина на сцене становится объёмной. Для чистоты изображений включают фронтальные прожекторы. А чтобы зритель видел глаза героев - зажигают лобовые огни. Рамповый свет «помогает» снизу, если на высокой сцене действие не видно маленьким зрителям. Так же бывает прострельная и вертикальная подсветка, нужная для выделения декораций. Все перечисленные по-своему важны.
Всё это современное оборудование стоит немалых денег, поэтому далеко не все театры могут позволить себе играть со светом. Мой собеседник как опытный профессионал посчитал, что даже на простенькую осветительную систему нужно потратить около миллиона рублей. Например, для любительских театров это сумма неподъёмная. К слову, и в больших храмах Мельпомены не всегда с этим было гладко.
«Мне нередко приходилось работать при дефиците оборудования, тогда я много выдумывал, как поставить свет. Так и постигал азы - методом проб и ошибок», - вспоминает Андрей.
Смотрите также:
- «Люблю поколдовать». Кто создает атмосферу спектаклей драмтеатра Иркутска? →
- Театр начинается со зрителя. В чём особенности иркутской публики? →
- Иркутянка Наталия Королёва получила звание «Артистка России» →