Куда пропала литература? Автор биографии Распутина о читателях и писателях

Валентин Распутин и Андрей Румянцев. © / Из личного архива

На прошлой неделе в Иркутске прошла презентация книги из серии «Жизнь замечательных людей» о Валентине Распутине. Неудивительно, что её автор - наш земляк. «Летопись жизни» главного сибирского классика написал литературовед, народный поэт Бурятии Андрей Румянцев.

   
   

Он рассказал корреспонденту «АиФ в ВС», как по биографии можно расшифровать творчество писателя, почему в Иркутске по-особому относятся к литературе и почему миру рано ждать новых Вампиловых.

«Расшифровка» творчества

- Вместе с Валей и Сашей Вампиловым я учился в университете, - рассказывает мой собеседник. - Правда, они были чуть старше меня. Два года назад я начал работать над биографией Саши, а после того, как её издали, встречался с Валей, чтобы узнать его мнение о книге. Тогда же осмелился сказать ему о своём намерении взяться и за его биографию. Но, к сожалению, мою книгу о себе Валя уже не увидел.

Юлия Вяткина, «АиФ в ВС»: - Кажется, что сейчас и художественную литературу мало читают, что уж говорить о биографиях. Разве этот жанр сейчас востребован?

Андрей Румянцев: - Естественно! Вы можете судить по нашим СМИ: всем хочется узнать, какой путь прошла Алла Пугачёва. Это, конечно, самый примитивный подход к биографии, но и самый показательный.

Андрей Румянцев Фото: Из личного архива

- Но жизнь писателей это же совсем другое, нежели рассказы о шоу-бизнесе…

Досье:
Андрей Румянцев родился в 1938 году в Кабанском районе Бурятии. Окончил Иркутский государственный университет. Народный поэт Бурятии. Заслуженный работник культуры РФ. Член Союза журналистов и Союза писателей России

- Биография крупного писателя - это «расшифровка» его творчества, потому что настоящий художник всегда искренен в своих творениях, он отражает в них свою духовную сущность. Не бывает так, что в произведении он отстаивает Россию и её самобытность, а в жизни каждый день продаёт.

   
   

Создавая книгу о Распутине, я ещё раз убедился, что всё совпадает: и творчество, и личная жизнь. Долго раздумывал, о ком написать следующую биографию. Книги о Вампилове, Распутине уже готовы, но… «бог любит троицу». Я размышлял: можно выбрать кого-то не из Иркутской области, но тогда в книге не будет моего личного отношения, не будет иркутских страниц, наполненных знакомой атмосферой. И тогда на ум пришло имя Дениса Мацуева. Ведь в серии «ЖЗЛ» выпускают произведения не только об ушедших из нашего мира людях.

- Раз биография интересна людям, значит - и отзывы о ваших книгах, скорее всего, положительные?

- Казалось бы, Распутин - цельный человек и писатель с цельными взглядами на жизнь. В идеале все люди должны поддерживать их, потому что они привлекательны и притягательны. Ан нет. Кто-то считает, что в книгах он напускал туман для читателей. В одном из литературных интернет-изданий опубликовали главу из моей книги о нём, и к ней появились два комментария: оба отрицательные, критически настроенные к Валентину Григорьевичу.

Мы часто видим плохие отклики, но не из-за того что хороших нет, а потому что о них не кричат. Читатели, мысли которых совпадают с мыслями автора, в большинстве случаев молчаливы.

Фото: Из личного архива

«Приучили» земляков

- Когда писатель Евгений Водолазкин приезжал в июне на литературные вечера, то отмечал, что Иркутск - город особенный, чуть ли не единственный в России, где на встречи с писателями приходит так много людей, которые при этом ещё и любят задавать вопросы. Вы живёте в Москве. Когда приезжаете в Сибирь, тоже видите другое отношение к литературе?

- Согласен с ним. Я посещал вечера «Этим летом в Иркутске» в 2014 году, встречался там с Валентином Григорьевичем. Зал был полный, и вопросы задавали интересные. Я бы сказал - чисто иркутские. Со знанием дела.

- Что значит «чисто иркутские»?

Исключительность в том, что здесь живут читатели «города Вампилова и Распутина», что накладывает незаурядную ответственность. Иркутяне читают по-особенному. Я замечал это, когда проводил встречи в других городах. Понимаете, большие художники, писатели, музыканты определяют духовный уровень жизни того места, где они родились. Когда, к примеру, Денис Мацуев привозит сюда свой фестиваль «Звёзды на Байкале», билетов не хватает. Но, уверен, что если бы он решил провести то же самое, к примеру, в Красноярске, то такого аншлага не было бы, хотя это немаленький город. Такие люди, как Денис, «приучают» своих земляков, что Иркутск - город с высокими культурными традициями.

Объелись «чернухи»?

- Вы не только писатель, но и литературовед: видите «изнанку» этого дела. Что, на ваш взгляд, происходит с литературой сегодня?

Кстати:
Биография Валентина Распутина за авторством Андрея Румянцева вышла тиражом 3 тысячи экземпляров, но в Иркутск пока пришло только 15. Естественно, их сразу же раскупили. Тем более что продавались они в два раза дешевле, чем в интернет-магазинах. Обещается, что позже книгу можно будет найти в библиотеках области.

- По сути, большой литературы сейчас нет. Оценки, пристрастия - всё «скособочено». На виду раскрученные писатели, которые не имеют права на особое внимание читателей. Язык нескладный, неживописный, несамобытный. Их героев не полюбишь и не возненавидишь, как у Достоевского или Толстого.

- Но ведь и время изменилось, и читатели требуют другого.

- Дело не только во времени, но и в «накате» СМИ - они уже воспитали другие поколения с искривлённым мышлением. По крайней мере, для меня это выглядит так. То, что раньше было показателем неискренности, подлости, невежества, сегодня воспринимается нормально. Это отражается и на литературе.

- На тех же встречах «Этим летом в Иркутске» писатели говорили, что тиражи массовой литературы начали падать, а классической, наоборот, повышаться. Вы считаете, это правда?

- Скажу честно, не отслеживал, но если это так - то очень рад. Может, наконец-то люди «объелись» чернухи, им надоело сидеть в грязной яме и они потянулись к небу. Будущее у искусства, в частности у литературы, есть всегда. В какие бы времена мы ни жили, обязательно появятся светлые головы. Просто сейчас идёт такой напор грязи на человека, что литературы настоящей - в высоком смысле слова - нет. У своей знакомой в гостях я натолкнулся на книгу одной нашей современной писательницы из среды «раскрученных». Я был удивлён, ведь она всегда читала классику. «По телевизору все про неё говорят, восхваляют. Вот я и решила купить», - объяснила она мне. Открываю наугад страницу и читаю вслух первую попавшуюся строчку… Это разве художественное предложение? Где такое найдёшь у наших классиков? Этот автор не ищет способов красочнее описать жизнь, а берёт то, что лежит под рукой.

- Наверняка есть сейчас и талантливые молодые авторы. Но легко ли им пробиться в большую литературу?

- Таланты есть - правда, всё-таки не того уровня, как наши великие писатели. Российские реалии не всем позволяют быть литератором, ведь им нужно оставаться всегда, не только по вечерам, после работы. Да и книгу издать своими силами практически невозможно: надо искать богатых людей, объяснять, доказывать им свою значимость. А действительно одарённые люди, как показывает жизнь, этого делать не умеют, это претит их натуре.

На Союз писателей надежды нет: он не имеет своего бюджета, какую бы высокую культуру ни поддерживал. Государство семьдесят лет уделяло этому внимание - сколько было литературных семинаров и совещаний, на которых скрупулёзно разбирали произведения молодых авторов! Всё это получало финансирование. А что сейчас? Формально у нас был Год литературы, но никаких реальных ощутимых шагов не мы почувствовали.