Лучшие спектакли Геннадия Шапошникова по версии «АиФ-Иркутск»

Георгий Тараторкин в роли адмирала Колчака в одноименном спектакле. © / Иркутский драматический театр им. Охлопкова

Геннадий Шапошников будет совмещать руководство иркутским драматическим театром и должность главного режиссера в театре на Покровке. Накануне стало известно, что это место было предложено Шапошникову после ухода  из жизни худрука театра Сергея Арцибашева.    
   

В Иркутске режиссер поставил более тридцати спектаклей, которые стали настоящими жемчужинами иркутских театральных сезонов. Коллеги называют Геннадия Шапошникова настоящим талантом, выверяющим мизансцены до сантиметра. Его спектакли не раз становились лауреатами международных театральных фестивалей.

Журналисты «АиФ-Иркутск» - заядлые театралы,  рассказывают о лучших, по их мнению, постановках Шапошникова, которые им посчастливилось видеть на сцене Иркутского драматического театра им. Охлопкова.

«Когда-нибудь будет тепло»

Дарья Галеева, журналист газеты «Аргументы и Факты в Восточной Сибири»:

«Зима» Евгения Гришковца в постановке Геннадия Шапошникова – пожалуй, самый атмосферный спектакль из всех, что я видела. И не только в иркутском драмтеатре. На камерной сцене всего три актёра: два солдата-зайца и Снегурочка, которая превращается то в первую любимую девчонку, то в маму, которая дарит на день рождения сыну игрушечную машину, забыв о том, что он мечтал о настоящем велосипеде.

 Фото: Иркутский драматический театр им. Охлопкова

Досье:
Геннадий Шапошников родился 18 сентября 1963 года. В 1991 году окончил Московский институт культуры, а в 1998 Высшее театральное училище им. Б.Щукина по специальности «Педагог по режиссуре». Работал в антрепризе, сотрудничал с Государственным театром эстрады, Государственным академическим театром им. Евгения Вахтангова, Московским театром «Современник», Государственным театром «На Покровке», Государственным театром Наций.
Но для Гришковца даже этого много: обычно спектакли по его произведениям идут с приставкой «моно»: на сцене он один – и актёр, и режиссёр, и автор. Оттого и обстановка в зале камерная, почти интимная – ты будто беседуешь с хорошим другом о самых простых жизненных вещах. И вы будто вдвоём в целом театре. В иркутской «Зиме» на сцене сразу три актёра, но «эффект Гришковца» (хоть среди них и нет его самого) сохраняется.

Два окоченевших солдата должны что-то взорвать в ледяном тёмном лесу, но приказа дёрнуть рубильник почему-то нет. Ровно как с каждой новой минутой нет и надежды до этого приказа дожить – слишком холодно. Стараясь хоть как-то скоротать время и отвлечься, они беседуют. И в каждом вопросе, в каждой фразе зрители узнают себя, и не только потому, что наша обычная сибирская зима очень похожа по температуре на ту, что «выстроили» на сцене.

   
   

«Даже не верится, что вообще когда-нибудь будет тепло... Иногда, в самый трескучий мороз, смотришь, как люди по улице идут, сутулятся... И не верится даже, что вот прямо по этой улице можно будет идти в шортиках, рубашечке, асфальт будет плавиться, жару будешь ругать…»

 Фото: Иркутский драматический театр им. Охлопкова

И ты понимаешь, что солдат, который в конце превратится в зайца и ускачет вслед за таинственной Снегурочкой, говорит то, о чём ты думал в прошлом январе, когда, пытаясь хоть как-то согреться, бежал по какой-нибудь Байкальской или Советской.

Впрочем, какое бы время года ни было, и сколько бы градусов не показывал термометр в самом театре или за ним, ты смотришь на зимних солдат в снежно-белых комбинезонах, и тебе становится холодно, кажется, что вот-вот пар изо рта пойдёт. Но вот парадокс: чем ближе конец спектакля, и чем сильнее мёрзнут незадачливые герои, тем больше ты согреваешься от их искренних воспоминаний и слов».

Брутальное королевство

Оксана Цепилова, главный релдактор интернет-протала irk.aif.ru:

«В 2002 году мне удалось побывать на премьерных показах «Короля Лир» со знаменитым иркутским актером Виталием Венгером в главной роли. В то время денег на партер у нашей студенческой братии не было, вместе с товарищами мы сидели на галерке – под самым потолком нашего прекрасного театра. Сцену было видно только при условии, если основательно приподняться в кресле и вытянуть шею, но это ничуть нас не огорчало – зрелище, разворачивающиеся под софитами, сопровождалось мелодиями модной тогда группы «Апокалиптика» и потрясающей сценографией.

Фото: Иркутский драматический театр им. Охлопкова

Костюмы героев – сплошь кожа и металл, а все пространство сцены занял огромный качающийся подиум, по которому герои перемещались, держась за свисающие цепи. Тогда я остро почувствовала, как вечная шекспировская история из плоскости классической проросла в наше время, но главное, казалось, что корни ее зацепились все же где-то в отдаленном будущем - настолько постановка была свежа, необычна.

Можно сказать, что в то время никто из нас, людей очень молодых, еще ничего не знал об одиночестве. Классические сюжеты вылетали из наших голов в день после экзамена по литературе, не оседая в сердце. Этот «Король Лир» практически впервые «ошпарил»наши души прикосновением ко взрослому миру, в котором каждый человек беззащитен и одинок».

Фото: Иркутский драматический театр им. Охлопкова

«Только о любви»

 Светлана Мисерева, генеральный директор ОАО «Аргументы и Факты в Восточной Сибири»:

«Несомненно, самым большим подарком для всех любителей театра стал спектакль «Колчак» в постановке Геннадия Шапошникова. Премьера его состоялась в 2005 году, билеты было достать просто невозможно, ведь в главной роли на иркутской сцене блистал любимейший российский актер Георгий Тараторкин.

Несмотря на всю неоднозначность фигуры Колчака, спектакль получился без политики, проливающий свет на трагическую судьбу и историю любви. Такой спектакль мог получиться только в Иркутске, с которым трагическая судьба адмирала связана неразрывно.

Фото: Иркутский драматический театр им. Охлопкова

«Колчак» всегда шел с большим аншлагом в Иркутске и даже в столице. Некоторые из моих знакомых ходили на него 3-4 раза подряд. Огромное спасибо Геннадию Шапошникову, за то, что он не давал скучать иркутскому зрителю, не боялся браться за мировые шедевры. Думается, что работа на московской сцене откроет новые грани таланта режиссера. С нетерпением будем ждать новых премьер и в Иркутске».

Смотрите также: