Минувший четверг в иркутском ТЮЗе выдался шумным и людным: за кулисами кто-то нервно ходил туда-сюда, кто-то распевался, кто-то фотографировался в национальных костюмах. При этом всех объединяла общая цель – выступление в гала-концерте областного фестиваля-конкурса хоровых коллективов и вокальных ансамблей «Поющее Приангарье».
Попасть в программу такого концерта – престижно, но очень сложно. К примеру, в первом этапе фестиваля участвовали 1923 человека из 196 коллективов! И только 32 из них смогли пройти конкурсный отбор. В заключительном концерте фестиваля пели всего 380 человек.
«Потянуло – затянуло»
Одним из тех, кто всё-таки выдержал все конкурсные испытания и вышел на сцену в гала-концерте, стал хор «Казачка» из села Казачье Боханского района. В этом году коллектив празднует свой первый крупный юбилей – 10 лет. За это время он завоевал любовь зрителей не только в родном селе, но и за его пределами. Подтверждение тому – множество грамот и благодарностей, которые артисты привозят со всей области. Но больше всего они гордятся званием «Народный самодеятельный коллектив», его ансамбль получил в 2015 году.
Как признался руководитель хора Алексей Беляевский, никто из его коллег не мог себе даже представить, что когда-то они достигнут таких творческих высот. Ведь начинали, как и многие, с самого малого: представительницы старшего поколения Казачьего в свободное время собирались в местном клубе, чтобы пообщаться да песни попеть. Но в скором времени к ним подтянулась и местная молодёжь. С тех пор ни одно мероприятие в селе не проходит без участия самодеятельных артистов. Сейчас об уровне коллектива можно судить даже по концертным нарядам. Если раньше он выступал в том, что найдётся, то теперь гардеробом занимается профессиональный костюмер, который создаёт сценические костюмы, продумывая каждую деталь в образе артистов.
Алексей говорит, что в «Казачку» все приходят по зову сердца. И он не исключение.
«Вырос я музыкальной семье: бабушка всегда пела народные песни, а дедушка играл на гармошке. Может, поэтому меня так потянуло в ансамбль и так затянуло, что теперь не представляю смысла жизни без «Казачки». Начинал, как и все, – с самодеятельности, а потом получил профессиональное музыкальное образование. Только после этого мне и доверили управлять коллективом», – поделился Алексей.
Главное не название
Оказалось, что вначале хор назывался совсем по-другому – «Сударушка». Но со временем его участники решили, что название лучше «привязать» к селу - так и получилась «Казачка». Интересно, что сначала в нём были лишь женщины, а когда через несколько лет пришли мужчины, вновь стал вопрос о смене названия. Варианты предлагались разные: «Казачьи напевы», «Казачья вольница», «Вольница». Но в итоге к единому решению прийти не удалось.
По мнению же руководителя хора, для коллектива главное не название, а стремление воссоздать и сохранить казачью культуру Сибири, что сделать совсем непросто.
«Когда стали собирать наши местные песни, мы поняли, что потеряли целый пласт культуры. Немалую роль в этом сыграло и строительство Иркутской ГЭС, когда многие деревушки полностью исчезли с лица земли, – сокрушается Алексей. – Нашему селу немного повезло: сельчане перевезли свои дома на гору, но всё равно жители переезжали в города, а вместе с ними уходило то, что наживалось веками, – быт и культура сибирских казаков. Теперь мы по крупицам восстанавливаем то, что более 300 лет назад на бурятскую землю принесли наши предки – первые казаки-переселенцы».
Так, например, коллектив «Казачки» сохранил мотив русской народной песни «Последний нонешний денёчек» – характерный именно для их местности. Поделилась им 98-летняя жительница Казачьего. Конечно, в репертуаре хора есть и классический материал, но всё равно руководитель пытается делать акцент на казачьи мотивы. Алексей считает, что в этом фишка коллектива – ведь «Казачка» единственный хор в Боханском районе, который исполняет такой репертуар. Кстати, несмотря на достаточно долгую жизнь хора, сольный концерт в районном Доме культуры он дал только в 2015 году. Программа была очень оригинальна: всё выступление построили на истории, как казаки пришли в Сибирь.
Будущее коллектива его руководитель видит в профессиональном обучении. «Нет смысла стоять на месте, нужно добиваться новых высот», – уверен Алексей. Так, для хора нашли деньги, чтобы оплатить уроки вокала солистам. Кроме того, ансамбль ищет новые голоса. Предпочтение отдают именно мужским, ведь в нём поют всего лишь три представителя сильного пола. А ещё у «Казачки» растёт смена – детский ансамбль «Борок».
«Хоровое пение намного интереснее, чем сольное, – считает Алексей. – С каждым годом я всё больше это понимаю. Раньше, когда только ансамбль появился, в нём солировал один человек. Потом мы стали развиваться и постепенно добавлять другие голоса – это одновременно и сложно, и интересно, ведь не каждый участник может держать партию. Но именно это и привлекает меня в хоре, и иначе как магией я хоровое пение назвать не могу».
Кстати
При разговоре с Алексеем выяснилось, что ансамбль кроме основной творческой деятельности восстанавливает сельскую церковь Покрова Пресвятой Богородицы, которую большевики разрушили во время революции. На вопрос, когда артисты успевают заниматься ещё и этим делом, Алексей скромно отвечает: «Ну, а кто, если не мы? Казаки вообще верующие люди, и наш коллектив тоже. Перед выходом на сцену обязательно просим благословения. Всю выручку от благотворительных концертов передаём на строительство храма и сами участвуем в этих работах. Наши девушки выполняют совсем не женскую работу: к примеру, вместе с нами носили стройматериалы и заливали фундамент».
Смотрите также:
- Песни волков. Как этно-рок группа помогает сохранить бурятскую культуру →
- Кадриль моя весёлая. Почему сибирский танец стал отдушиной для иркутян? →
- Ошибка «отторжения культуры». Как бурятская семья возрождает традиции →