«Орган движения они лечили». Как реальная история стала киношедевром

В основу сценария фильма легла чисто черемховская история. © / Киноконцерн "Мосфильм" / Кадр youtube.com

Бессмертную комедию «Любовь и голуби» в нашей стране любят все. Картина разлетелась на цитаты, которые узнаются с полуслова. Но при этом немногие знают, что автор сценария фильма Владимир Гуркин, родом из Иркутской области и своих героев писал, наблюдая за соседями и земляками. О знаменитом иркутском сценаристе накануне его дня рождения «АиФ в ВС» рассказала его жена Людмила.

   
   

Смущённый студент

В 1967 году Владимир приехал из Черемхово в Иркутск поступать в театральное училище. Он пытался сделать это ещё в 1966-м, но ему отказали, сказав, что он слишком юн - тогда ему было 14 лет. Но через год он всё-таки стал первокурсником. Будущий драматург учился с интересом и энтузиазмом.

«Я училась на третьем курсе, а он - на первом, - рассказывает Людмила. - Смотрела этюды первокурсников и приметила его, подумав, что однако ж этот мальчик талантлив. Как раз в тот момент я искала, у кого бы занять рубль, чтобы купить компот. Мне сказали, что вот этому студенту, который привлёк моё внимание, пришёл перевод. Я пошла в общежитие, постучалась к нему в комнату со своей просьбой. Он смутился, вернулся и вышел с тремя рублями. Я спросила его имя, он ответил: «Коля». Когда хотела вернуть деньги, начала искать Колю, а мне говорят, что он - Володя. Вот так мы познакомились».

Характеры Васи и Нади списаны с родителей автора. Фото: Кадр youtube.com/ Киноконцерн "Мосфильм"

«Вот такая любовь и такие голуби»

Замысел знаменитой пьесы в буквальном смысле возник, благодаря одной «черемховской» истории.

Кстати:
Характеры Васи и Нади списаны с родителей автора. Дядя Митя — дед Владимира Павловича, который жил на Урале. Баба Шура — родная сестра бабушки.

«После очередных гастролей мы с Володей приехали в Черемхово, - вспоминает Людмила. - Баба Валя, Володина мама, - женщина боевая. Она рассказывала сыну обо всём, что случалось у соседей, у подружек. Очередной историей встретила она его и в этот раз: «Ты Кузякина-то помнишь? Поехал на курорт, и представляешь, чего натворил-то? А у него ведь семья: Лёнька, Люда, Олька. Органы движения поехал лечить, вот и налечил. Поотрывать бы им!» Этот рассказ в Володькиной голове переродился в пьесу.

Кстати, многие фразы, которые мы помним по любимому фильму, Владимир Гуркин взял как раз из речи своей матери. Премьера пьесы «Любовь и голуби» состоялась в московском «Современнике», театр яро отстаивал право на первую постановку. Впоследствии пьеса шла на его сцене 19 лет, до 2001 года».

Фамилия семьи Кузякиных тоже позаимствована у соседей. Когда драматург работал над пьесой, он недолго думая, дал героям их фамилию. Все хотел поменять ее, но так и забыл.

   
   

Тайну прототипа Раисы Захаровны, роль которой в фильме блестяще сыграла Людмила Гурченко, Гуркин при жизни так и не раскрыл. Он лишь намекнул, что когда пьесу увидели его друзья и знакомые, то все как один отметили, что эта героиня слишком напоминает речью и манерами одну особу, с которой автор вместе учился. Сейчас она очень известный человек в Иркутске.

Фильм по праву считается классикой русского кинематографа. Фото: Кадр youtube.com/ Киноконцерн "Мосфильм"

А вот голуби были в жизни самого автора. Одно время в доме Гуркиных жил его дядя, брат матери. Он разводил голубей и был отпетым хулиганом. Когда его посадили за драку на два года, ухаживать за голубями пришлось Володе Гуркину.

Созерцатель и сказочник

Людмиле так много хочется рассказать о муже, передать его мироощущение, она вспоминает те моменты студенческой жизни, которые впечатлили её больше всего:

Память:
В 2011 в г. Черемхово был установлен памятник героям фильма «Любовь и голуби», снятого по сценарию Владимира Гуркина (скульптор — Карим Мухамадеев). А 13 сентября 2016 года в 130-м квартале Иркутска было открыто мемориальное панно с изображением знаменитого драматурга.

«Со второго курса Володя жил в общежитии театрального училища, на улице Степана Разина, в солдатских условиях: здание было холодным, неблагоустроенным. Один раз он сидел в своей комнате грустный, почему-то не поехал домой в Черемхово, развёл костёр и чуть не сжёг «общагу», в полу осталась дыра. Его чуть не отчислили».

По словам Людмилы, Владимир Павлович был вдумчивым актёром и действительно талантливым человеком.

«Учась на третьем курсе, 18-летний, он играл старика в выпускном спектакле четвёртого курса. В компании его любили: он играл на баяне, на гитаре. Когда мы начали с ним дружить, я жила в общежитии драматического театра - в коммерческом подворье на Сухэ-Батора, в котором собиралась вся творческая интеллигенция города, в том числе и Александр Вампилов, и Геннадий Машкин, и Валентин Распутин. Здесь читали стихи поэты, играли барды, рисовали художники. Около ближайших тополей, которые до сих пор стоят возле здания, Володя мог ждать меня часами. Часто мы встречались с ним в сквере Кирова, шли к общаге, заходили в блинную напротив. Один раз сидели на подоконнике второго этажа, и Володька много всего рассказывал, он был созерцателем. И однажды сказал мне: «Хочу быть сказочником...»