Об этом корреспондент «АиФ в ВС» спросил Татьяну Зырянову, доцента кафедры журналистики и медиаменедж-мента, чья судьба долгие годы была связана с ВССК - одной из лучших «кузниц» документального кино Советского Союза.
Исчезнувшее богатство
Юлия Вяткина, «АиФ в ВС»: Татьяна Дмитриевна, чем можно объяснить ту популярность, которой когда-то пользовалась киностудия?
Татьяна Зырянова: В первую очередь - профессионализмом. 90% творческого состава студии были выпускники ВГИКа. Профессиональный коллектив делал студию одной из сильнейших в стране. Во-вторых, существование «мозгового» центра. В августе, ко Дню Российского кино, Ольга Бельская, которая руководит иркутским отделением Союза кинематографистов, организовала встречу для бывших сотрудников ВССК, пришло немного человек, но все свои. Я поняла, что в основном присутствовали те, кто продолжает что-то снимать, но неорганизованно. И все они сейчас мечтают о том, чего когда-то не замечали, принимая как данность, - о редакции, о «голове», которая контролировала бы процесс работы. Третья часть территории всего Советского Союза находилась под конт-ролем нашей студии. Чтобы держать руку на пульсе, редакция получала газеты из Тувы, Хакасии, Красноярского края, Забайкальского края, Бурятии, Якутии. Я начинала свой день с чтения этих газет. И когда глаз цеплял что-то интересное, тут же звонила собкорам, которые работали в каждом регионе. У редакции всегда наготове были темы, сценарные планы, администратор, который заботился об удобствах операторов в командировках. Теперь это мечты о рае, который раньше был реальностью. Разогнать, закрыть студию - наиглупейшее решение, которое только можно было придумать.
- Всё-таки что-то снимать продолжают…
- Вот сейчас вы говорите, что-то кто-то как-то снимает, а тогда - 48 выпусков киножурнала «Восточная Сибирь» в год. По охвату событий, по числу наград киностудия опережала не только другие регионы, но и Центральную студию документальных фильмов, где коллектив был намного больше. Массу студий страны в годы развала Союза удалось отстоять – например, нашу «соседку» - Западно-Сибирскую в Новосибирске. К сожалению, у нас не нашли средств ни для спасения студии, ни даже для сохранения фильмотеки. Хронику сравнивают с дорогим вином: чем больше выдержка, тем дороже. А наше богатство исчезло с лица земли. Если вы, например, как журналист захотите найти материалы по историческим событиям, вы можете поднять старые газеты, но картинки-то нет! Хроника есть только до конца работы киностудии, после и до сегодняшнего дня - пустота. Талантливый кинорежиссёр Валерий Хоменко назвал свою книгу воспоминаний о ВССК - «Кинематографическая Атлантида». Он писал, что сибирское документальное кино, которое раньше было целым материком, постепенно стало мифом. Развалить легко, собрать сейчас практически невозможно. Теперь всё зависит от случая: поддержат - не поддержат, дадут деньги или не дадут.
Без креатива и сплочённости
- Почему документальное кино, которое раньше собирало массовые просмотры, сейчас стало жанром для узкого круга людей?
- У документалистики должен быть высокий уровень. Он был у киножурнала «Восточная Сибирь» - его покупали десятки стран мира. Сибирская экзотика, охота, Байкал - это всегда занимательно. Вы знаете, это ерунда, когда говорят, что документалистика непопулярна: как только появляется хороший фильм, так он всем становится нужен, и все друг другу говорят о нём. Пять лет я отбирала фильмы для фестиваля «Человек и природа». Приходилось отсматривать десятки заявок. Но приходило много однотипных, банальных работ. Все снимают Байкал, но найдите интересный подход: например, снимите жизнь озера в отражениях воды - и избитая тема заиграет новыми красками.
- В последнее время в Иркутске действительно стало проводиться больше региональных кинофестивалей, чем раньше. В них активно участвуют иркутские режиссёры. Считаете, можно сейчас возродить документальное кино в нашем регионе?
- Для создания документального кино нет базы. Нужно начинать с самого начала, фактически - с нуля. «Сколачивать» новый коллектив, профессиональный, высокого уровня. Кто возьмёт на себя такой адский труд? Те, кто хоть каким-то образом занимается в Иркутске кино, отрезаны друг от друга, каждый работает в своём ключе: у кого-то хорошо получаются синхроны (фрагмент интервью. - Прим. ред), у другого - поворот темы. Но они разрознены. А для хорошего фильма требуется всё и сразу, тут одной «изюминкой» не отделаешься.
«Алмазы» без огранки
- Как бы вы оценили работу современного кинематографа?
- Во многих фильмах, выходящих сейчас, всё сброшено в кучу. Это неправильный «рецепт успеха». Нужно всегда выбрать точку съёмки, сделать пробные сюжеты. Чтобы снять документальный фильм, его надо придумать заранее так же, как и художественный. Не нужно надеяться только на импровизацию и спонтанность. А вдруг вы не найдёте ни одного подходящего для камеры героя? Будете ставить заикающихся, невнятно говорящих и надеяться на успех? Ко мне для интервью приходила одна журналистка, получившая деньги на съёмку документального фильма о членах Союза кинематографистов. Я поинтересовалась, как она продумывала ход темы, есть ли у неё хотя бы наброски сценария. Она, видимо, даже не задумывалась над этим: «Снимем, потом смонтируем» - вот и весь ответ.
- Чего не хватает молодым режиссёрам, чтобы их работа приносила плоды?
- Профессию надо передавать из рук в руки - приходят молодые и учатся у опытных. Начиная с послевоенных лет, коллектив ВССК складывался именно так: одно поколение плавно перетекало в другое. Не все заканчивали ВГИК, но получали мастерство из рук мастеров и сами становились профессионалами. А у нас в 90-е всё оборвалось, «распалась связь времён», как говорил Шекспир. И сейчас не может быть правым ни «старая гвардия» киношников, пренебрежительно глядящая на работы молодёжи, ни молодёжь, отталкивающая проверенные методы. Я не хочу никого осуждать. Молодые и неопытные режиссёры заслуживают похвалы, ведь они стараются действовать, и я вижу, что иногда проскальзывает что-то ценное, но им не хватает учителей. Понимаете, и алмазу нужна огранка. Такой профессиональной огранки не хватает и не будет хватать, потому что нет «головы» - студии и редакции. Я не отрицаю, что в Иркутске есть способные молодые режиссёры. Как я могу бросить в них камень, если они стараются? Недостаток в том, что они работают стихийно, без руля и ветрил, поэтому многие проекты без всякой координации вянут на корню. Но на этих энтузиастах лежит пока вся надежда.
Справка
«Громкие» награды ВостСибстудии кинохроники:
1970 г. - «Мы из Чурапчи» - золотая медаль на III Всесоюзном фестивале спортивных фильмов в Риге.
1986 г. - «Семь Симеонов» - главный приз «Серебряный дракон» МФ в Кракове.
1988 г. - «Зона затопления» - главный приз «Серебряный дракон» МФ в Кракове.
1989 г. - «Удушье» - гранатовый Гран-при на фестивале экологических фильмов в Праге.
1990 г. - «Жили-были Семь Симеонов» - гран-при «Золотой голубь» МФ в Лейпциге.
1997 г. – «Сибирский богатырь Иван Ярыгин» - награда «Серебряный тур» МФ в Италии.