aif.ru counter
468

Второе дыхание хроники. В Приангарье возродили киножурнал

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. «АиФ в Восточной Сибири» 14/12/2016
Чем старше фильм, тем он интереснее.
Чем старше фильм, тем он интереснее. © / Восточно-Сибирская студия кинохрокники / Из личного архива

Читателей газеты всё чаще интересует, кто же в регионе сделал режиссуру своей основной работой. Как выяснилось, живут в Иркутске те люди, которые снимают кино не только в свободное от работы время. Для режиссёра-документалиста Восточно-Сибирской студии кинохроники Анастасии Зверьковой это и есть настоящая и постоянная работа, причём герои её картин и коренные сибиряки, и те, кто ими стал после жизненных перипетий.

В глубинке больше открытости?

Настин фильм «Земляк» об уроженце Западной Африки Франсуа Дембеле, который живёт в Иркутске, ведёт прогноз погоды на местном телеканале и работает вагоновожатым, получил призы на различных кинофестивалях и стал участником программы «Новое русское кино» на 38-м Московском международном кинофестивале.

Сейчас своё фестивальное «шествие» продолжает следующий фильм Насти - «Шэнэхэнская царица» о бурятской этнопевице Бадма-Ханде Аюшеевой.

По словам Анастасии, идеи для своих лент она черпает из историй земляков и пока не представляет другого источника для вдохновения.

Фото: Из личного архива/ Восточно-Сибирская студия кинохроника

- У меня был повод переехать в столицу, - рассказывает она. - После четырёх лет работы в редакции новостей на «АИСТе» я поступила на высшие курсы сценаристов и режиссёров в Москве. Для съёмок игрового кино этот город подходит идеально: есть высококлассная техника, хорошо оборудованные съёмочные павильоны, известные актёры… Но для создания документального кино в первую очередь требуется другое - открытость в отношениях между героем и съёмочной группой. В мегаполисе установить такой доверительный контакт непросто. Поэтому, когда мне предложили возродить Восточно-Сибирскую студию кинохроники, я не задумываясь поехала в Иркутск.

Одним из первых начинаний возрождённой студии стал выход новых выпусков киножурнала «Восточная Сибирь». За этот год, начиная с апреля, вышло семь десятиминуток. В год 355-летия Иркутска все они посвящены городу и его жителям.

«Эффект хорошего вина»

Первый выпуск киножурнала вышел в 1932 году, а последний - в 2009-м.

- Не так давно кинохроника учредила кабельный телеканал со всероссийской лицензией «Тивиси», на котором зрители могут смотреть кинохронику каждый час. Как выяснилось, интерес к этому «ностальгическому» материалу огромный. Мониторинг показывает, что онлайн-трансляцию канала смотрят не только в России, но и за рубежом. Поэтому руководство студии решило пополнять архивные кадры хроники новыми выпусками «Восточной Сибири». Наверное, то, что мы снимаем и показываем сейчас, через несколько лет будет привлекать ещё больше внимания. Этакий эффект хорошего вина.

Фото: Из личного архива/ Восточно-Сибирская студия кинохроника

Я спросила у Насти, чем кинохроника может привлечь современных людей.

- Для современных людей кинохроника привлекательна возможностью иначе взглянуть на свой город, своих близких, себя самого, наконец. Иначе, потому что экранная реальность отличается от действительности. Она позволяет сфокусироваться на вещах, которые мы не видим в обычной жизни.

Я расскажу один случай со съёмок. Вот, казалось бы, обычная ситуация: на мемориале «Слава героям» в Черемхово стоят дедушка, бабушка и внук. В списке павших солдат они ищут фамилию Батраченко. Когда мальчик её находит, его дед произносит неожиданную фразу: «Егорка нашёл меня!» Оказывается, они искали его - ветерана Алексея Батраченко, который по документам пал в бою, но на самом деле выжил, отметил 90-летний юбилей и каждый год приходит к этой стеле помянуть своих товарищей. Мне кажется, этот пример хорошо доказывает известную фразу, что «кино реальнее самой жизни».

Темы для киножурналов творческая группа студии находит в обычных выпусках новостей, но снимает их с необычных ракурсов. Например, все слышали, что из Москвы ко дню рождения Иркутска отправили подарок - трамваи.

- Мы показали не просто выход транспорта на линию, а то, как трамваи привозят в город ночью: в окнах погасли огни, Иркутск, будто замер в ожидании, и тут с московского тракта выезжают огромные вагоны на большегрузах…

По словам Насти, иркутяне интересуются кинохроникой, они хотят видеть не «видеонарезку», а живые портреты людей.

Награды

  • «Громкие» награды ВостСибстудии кинохроники:
  •  золотая медаль на III Всесоюзном фестивале спортивных фильмов в Риге за фильм  «Мы из Чурапчи» 1970 г,
  •  главный приз «Серебряный дракон» МФ в Кракове за фильмы «Семь Симеонов» 1986 г. и «Зона затопления» 1986 г,
  •  гранатовый Гран-при на фестивале экологических фильмов в Праге за фильм «Удушье» 1989 г,
  •  гран-при «Золотой голубь» МФ в Лейпциге за фильм «Жили-были Семь Симеонов» 1990 г,
  •  награда «Серебряный тур» МФ в Италии за фильм «Сибирский богатырь Иван Ярыгин» 1997 г.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах