Алексей Крицких: Лауреат премии «ТЭФИ-регион» о новом формате в телевидении

   
   

Творческий дуэт Файли Шарыповой и Алексея Крицких первым заработал для Приангарья награду в самой сложной номинации «Публицистика».

Человеку о человеке

А годом раньше знаменитый российский кинорежиссёр Дмитрий Луньков на вручении специального диплома на фестивале «Телепрофи» сказал усольчанам, что именно с таких провинциальных студий начнётся становление другого - «человечного» телевидения в стране. Оператор и автор программы-победительницы - о «новом формате» и о том, как в провинциальном городе конкурировать с работами из мегаполисов.

- Каждый сам себе определяет потолок, что он может, а чего - нет. И порой человек не делает то, о чём мечтает, не потому, что не способен на самом деле это сделать, а потому, что заведомо так решил, даже не попробовав, - рассказывает в чёрно-белом двадцатиминутном фильме героиня программы «Мимолётный взгляд» Вера Мамедова. Женщина, которая полвека провела на костылях, вспоминает, как училась плавать, шутит, плачет, курит, говорит о строе, когда с протезом в праздник запрещалось выходить на улицу. И - напоследок - качается на качелях… Работу усольских журналистов «Вера Мамедова. Надежда и любовь» телеакадемики признали лучшей публицистической программой.

- Я впервые так искренне спорил, защищая работу совершенно незнакомого мне человека, который живёт в тысячах километров от Москвы, - скажет на церемонии вручения телеакадемик Александр Олейников о «людях из посёлка Белореченский».

Усольская телекомпания РТВ с юридическим адресом в Белореченском единственная не из регионального центра вышла в финал конкурса. Сразу в двух номинациях: лучшая публицистическая программа и лучшая операторская работа. Кроме неё в финале конкурса нашу область представляла работа Иркутской ГТРК.

- Мы шли к этому 11 лет, - рассказывает Алексей, - я начинал с работы в новостях: готовил сюжеты, вёл прямые эфиры, был техническим работником… Себя считаю ремесленником, на ТВ умею почти всё. Без искры, наверное, ничего не достичь, но способности в себе ещё нужно найти и развить, а основное - время и терпение.

   
   

К счастью, у нас есть возможность работать вдумчиво, хотя параллельно мы снимаем новости, выпускаем еженедельные программы. Документальный фильм «С чего начинается детство» (финалист «ТЭФИ-регион - 2008» и обладатель спецприза на фестивале «Телепрофи-2009». - Ред.) мы снимали почти полгода.

«АиФ в ВС»: - Все программы - рассказы о простых людях. От чего зависит - станет ли человек героем программы?

Алексей Крицких: - Герои - люди вокруг, главное - выразить на экране отношение к человеку: если ты захочешь, он может стать и героем, и антигероем, и пустым местом. Чтобы человек стал настоящим героем, нужно, чтобы не только он был нам интересен, но и мы были интересны ему.

«АиФ в ВС»: - Есть ли какие-то профессиональные приёмы, как добиться доверия?

Алексей Крицких: - Так могут говорить только профессиональные циники, человек сложнее, чем цепь: действие - противодействие.

Невозможно, например, попросить другого оператора: съезди, подмени меня. Конечно, он снимет, но не то. На нашей телекомпании оператор зачастую соавтор фильма, и я горд этим.

«АиФ в ВС»: - Случается, что у авторов не сходятся точки зрения?

Алексей Крицких: - Конечно, так и должно быть. Если два человека будут думать и видеть одинаково, то всё получится легче и быстрее, но в одной плоскости. Интересно становится, как только они посмотрят на вещи по-разному. Часто бывает, что от первоначальной идеи почти ничего не остаётся. И благодаря тому, что каждый автор видит по-своему, герой выходит объёмным. Все мы люди, только мы по одну сторону камеры, а они по другую.

«АиФ в ВС»: - А кому сложнее?

Алексей Крицких: - Зрителю. Ему нужно понять и героев, и замысел автора. Бывает, что герой - одно, а автору захотелось «слепить» из него другое.

Интересно бывает с любым человеком, возраст, опыт - не показатель. Мне трудно налаживать с людьми контакты, но если налажу - держитесь, это надолго.

«АиФ в ВС»: - Часто герои материалов становятся друзьями?

Алексей Крицких: - Возможно, почти все. Нельзя говорить «лучший друг»: ведь что, в таком случае, есть худший друг? Среди героев есть приятели, есть знакомые, а есть и друзья.

О любви к работе

Алексей Крицких: - Иногда ловлю себя на мысли: то, что вижу, оцениваю с точки зрения композиции, света. Что-то интересное могу обойти вокруг, чтобы в памяти запечатлеть картинку в правильном ракурсе.

Если ты недоволен своей работой, постоянно ищешь, что не так, не пора ли задуматься, тем ли ты занимаешься. Я не занимаюсь самоедством, можно каждый день себя грызть, ничего от этого не изменится. Хотя не исключаю, что через год что-то в работах не будет нравиться. Есть слова: «Прошлое забыто, будущее не определено, настоящее даровано».

Отдыхать не люблю. Когда спрашивают, хочу ли в отпуск, отвечаю, что ещё много работы. Я счастливый человек, хожу на работу с радостью.

«АиФ в ВС»: - Работать легче в провинции или крупном городе?

Алексей Крицких:  - Везде тяжело: не хватает денег, времени, оборудования, людей, идей хороших. Мы своим примером доказали, что можно и в провинции соревноваться с телекомпаниями из городов-миллионников. Не во всём, но есть определённые сферы, ниши, где мы боремся на равных.

«АиФ в ВС»: - Чего сегодня не хватает продукци ТВ?

Алексей Крицких: - Не хватает - это не пафос - доброты. Душевности. Люди хотят видеть таких же людей, как они сами: сопереживать, радоваться, огорчаться. Не хватает таких эмоций - и необязательно хороших, и плохих тоже, чтобы можно было посмотреть и расстроиться.

«АиФ в ВС»: - А на какого человека ориентированы программы?

Алексей Крицких: - Телевидение - штука коммерческая и жёсткая. Бывают программы, фильмы, которые «затачиваются» под определённую прослойку общества, скажем - молодёжь с таким-то доходом. Мы никогда не снимали с прицелом на аудиторию, не пытались угодить. Я не знаю ключа к успеху, но я знаю ключ к неудаче - постараться понравиться всем.

Комментарий:

Наталья Кошелева, редактор телекомпании РТВ:

Самые настоящие таланты - из провинции, и это не мои слова. То, как эти ребята воспринимают мир, радует многих, и понимают это многие. То, что они делают, - не «для себя». Есть эксцентрики, которые считают: «Ну и пусть меня не понимают». За это я не люблю Тарковского. Он гений, но если он почти никому не понятен - тогда зачем?

Досье:

Файля Шарыпова и Алесей Крицких с 1994 на телевидении.

2005 год - лучший сюжет на Всероссийском конкурсе социальных программ и роликов «СУПЕРСТАР и К*».

2007 год - лучшая программа для молодёжи на II Всероссийском фестивале телевизионных программ и фильмов «ТЕЛЕПРОФИ», спецприз от федеральной службы по наркоконтролю, диплом лауреата I cтепени на Евразийском телевизионном конкурсе социальных программ и фильмов «Я - человек».

2010 год - Всероссийская телевизионная национальная премии «ТЭФИ-регион» в номинации «Публицистика».

Смотрите также: