Вначале было слово
- Я общалась ещё с людьми, которые (подумайте только!) родились в 19 веке. Кто-то из них участвовал даже в Первой мировой войне, а я встречалась с этими старичками, слушала их рассказы, и «аромат» тех бесед до сих пор не покидает меня, - рассказала она мне. - Занимаюсь краеведением с 1966 года, то есть больше 50 лет, и за эти годы столько старожилов нашего усть-кутского края прошло через душу мою, столько в ней накопилось, что не могло не найти выхода наружу: в один момент задышали, заговорили все персонажи, мне оставалось только записывать.
Сначала были книги об истории края - «Тропою памяти». Первая вышла в 1991 году - в самое трудное время в нашей экономике. Причём сдали книгу в типографию ещё в спокойное время, а через месяц всё рухнуло. Но нашлись в Усть-Куте люди, которые поддержали проект своей землячки. Сейчас вышли в свет уже десять книг. Последняя - большое учебное пособие, где собраны материалы от основания Усть-Кутского острога, который в этом году отмечает 385-летие, до наших дней.
Параллельно Светлана Константиновна вместе с учениками создавала в школе краеведческий музей, учила детей не только истории, но и особому исполнению народных песен - с местным диалектом, игре на народных инструментах. «Так не хочется, чтобы всё это потерялось», - говорит она. Её подвижничество не прошло бесследно - есть у Пшенниковой и последователи: из тех ребят, кто прошёл вместе с ней поисковую школу, освоил музейное дело, вышло несколько учителей истории, которые работают в родном городе.
- Моё глубокое убеждение, что в школе обязательно должен быть такой предмет, как краеведение, - считает моя собеседница. - Не урывками надо изучать историю родного края, а системно, с первого класса. Тогда и молодёжь не будет массово уезжать из Сибири, всё-таки родина есть родина.
История с вымыслом
«Одно дело почитать, а другое - увидеть, к тому же - ни один фильм не появился у нас искусственно», - объясняет она, и о каждом рассказывает как о любимых детях: увлечённо, эмоционально и красочно, как будто его съёмки закончились только вчера. А попутно - ненавязчиво знакомит меня с необычными историческими фактами, ведь основа у всех фильмов обязательно - реальная, но в этой документалистике есть и художественный вымысел автора.
- Представьте, здесь, в деревне Подымахино, у местного жителя фамилия Швед, - приводит пример краевед. - Какие там подробности? Просто знаем, что по приказу Петра 1 после Полтавской битвы были сосланы в наш край пленные шведы. Настолько этот факт меня взволновал, а дальше уже - игра воображения. Вот так и появился наш пятый фильм: «А любовь прошла сквозь века» - об их пребывании здесь, о возлюбленной шведского офицера Агашеньке - ну как не полюбить деваху нашу сибирскую?
- В предыдущем фильме «Сберечь от забвения» мы рассказали о земляках - участниках Первой мировой войны. Одним из них был Иван Петрович Касаткин, который смог вернуться на родную сибирскую землю только спустя восемь лет после её окончания, а жена за это время вышла замуж за его закадычного друга. И Иван ушёл в сторону. Зрители плакали, когда смотрели эту сцену, - коротко пересказывает Светлана Константиновна. - Конечно, всем было интересно, что дальше, чем закончилась история сибирского француза, как звали его земляки? И вот, основываясь на фактах жизни нашего героя - а я знала его вторуюжену, разговаривала с ней, - в 16-м фильме мы хотим показать дальнейшую судьбу участников Первой мировой. Мы часто говорим, что в Великую Отечественную в деревнях остались старики, женщины и дети. А какие старики? Многие из них - старые солдаты. Значит, если логически рассудить, именно они благословляли молодёжь, которая уходила на фронт защищать страну от фашистов, и говорили им, наверное: «Ты, паря, воюй достойно и честь нашей родины не посрами».
Может, и отсюда отчасти сибиряки проявляли героизм на фронтах Великой Отечественной? Вот о них рассказываем, о тех, кто остался в тылу.
Играют все!
Первыми артистами усть-кутской «Светланы Дружининой» были ученики и учителя школы, в которой работала Пшенникова. А потом она сумела увлечь игрой в кино всех земляков. Например, когда снимали третий фильм «Гражданская война в Усть-Кутской волости», в сцене боя за Усть-Кут были заняты примерно 400 человек(!), которых на съёмочную площадку привезли в специально предоставленных для батальной сцены четырёх железнодорожных вагонах.
- Или, например, фильм о герое Бородинского сражения 1812 года Харитонове Михаиле Емельяновиче из деревни Туруки: он умер в 1832 году, но в своё время, когда ещё были живы старики, удалось сохранить его могилку и установить на ней памятник, чтобы память о нём не была утрачена, - рассказывает Пшенникова. - В этом фильме уже участвовали старожилы. Герои в картине были разных возрастов, значит, и актёры должны были им соответствовать - стариков играть старики, детей - дети. А теперь уже у нас как минимум пол-Усть-Кута снимается. Мало того, если приезжаем в Туруки или деревню Подымахино, снимаем местных жителей. И хотя актёры они не профессиональные, ни в одном фильме «осечек» у нас не было.
Да и съёмочной площадкой для увлечённой натуры стал не только родной Усть-Кутский район, но и соседние. Например, одиннадцатый фильм - «Верность» - о декабристе князе Валериане Голицыном снимали в Киренске, где он жил.
- До революции Усть-Кут входил в состав Киренского уезда, и мы считаем наших соседей своими родными и часто, пока была возможность, ездили туда. Киренск - это до сих пор купеческий город, там всё и сейчас дышит тем временем. И там прекрасная площадка для натурных съёмок, и дом Голицына до сих пор киренчане - молодцы! - сохранили, не изуродовали, - отмечает Светлана Константиновна.
Кстати, «Верность» - единственный из всех фильмов, который на всю область показала иркутская телекомпания «Аист».
Кроме книг и фильмов на основе краеведческого материала Светлана Константиновна и её сподвижники установили в Усть-Куте, который насчитывает 40 тысяч населения, 12 исторических памятников! В том числе, и участникам Первой мировой войны со всеми их фамилиями. Итогом работы в архиве загса стал памятник труженикам тыла - Пшенникова со своими учениками за три года установила все имена своих земляков, умерших от тяжёлой работы и голода во время войны. А 10 лет потребовалось для того, чтобы в архиве военкомата по похоронкам установить имена всех погибших на фронтах Великой Отечественной войны и установить стелу памяти павшим, на которой высечены 1027 фамилий.
Кстати:
- Жаль только, что это получилось лишь на местном уровне, - говорит она. - А у нас есть мечта, чтобы хоть некоторые картины смогли увидеть иркутяне. Мы тогда, жители области, станем как-то ближе друг другу.
Да вот только просить об этом кого-либо она стесняется, да ещё переживает - вдруг сейчас за показ платить надо, а у неё на это денег нет.