Смесь стимпанка и диснеевской сказки. Как Иркутск принял «Матильду»?

Актриса Михалина Ольшанска, по мнению иркутских зрителей, главная удача фильма. © / КиноГуру / Кадр youtube.com

В Иркутске состоялась премьера нашумевшего фильма Алексея Учителя «Матильда». Ореол скандальности только подогрел зрительский интерес к картине. Показы прошли мирно, протестов и других акций замечено не было. Однако некоторые залы «на всякий случай» перед сеансами проверяли люди в форме и со служебными собаками.

   
   

Посмотревшие «Матильду» иркутские  журналисты и блогеры не остались в стороне, оставив массу отзывов в социальных сетях. «АиФ-Иркутск» попытался разобраться в том, что же увидели в фильме зрители и чего в нем вопреки ожиданиям, не оказалось.

Владимир Демчиков, журналист и блогер

«Главная удача фильма – это действительно красивая актриса с мощным темпераментом, одним взглядом превращающая тебя в подростка с длинными ушами, двумя торчащими зубами и дрожащим хвостиком.

Вся «историческая концепция фильма» (да простится мне этот оборот) сводится к тому, что царь был слаб. Даже между двух баб все время метался, и вообще был излишне сентиментален и излишне расточителен. Жертв Ходынки похоронил за свой счет и пособие семьям выдал - ну куда это годится? - как бы спрашивает режиссер у зрителя, имея в виду государственный подход. Мы, мол, тут умолчим, конечно, о грядущей революции, наш фильм про другое - но вы-то понимаете, к чему все это привело.

Вообще в фильме не кастинг, а мечта негодующего русопята: в соответствии с исторической реальностью русского царя играет немец, Матильду - полячка, Аликс - немка. Мать-императрицу - тоже играет вполне европейская Дапкунайте. Что касается русских актеров - Гармаш в роли Алекандра III, Данила Козловский в роли поручика Воронцова (клюшку и коньки у него отобрали и выдали только вратарскую маску) и Е.Миронов в роли директора балета. Но достается им гораздо больше европейцев: первого доконал сошедший с рельс вагон, второго весь фильм мордуют, вешают и погружают в воду, третий постоянно то в полуобмороке, то в истерике. Хочется вскочить и закричать прокурорским фальцетом: «Наших бьют!» - ибо тяжело приходится в «Матильде» русским актерам, весь фильм проводят они в страдании и боли, пока их европейские коллеги кувыркаются на перинах.

Эротики в фильме зрители не обнаружили. Фото: Кадр youtube.com/ КиноГуру

Когда пытаешься ответить на вопрос: зачем Учитель это все снял, понимаешь, что ответа как-то не находится. Для исторического фильма история проходит как-то вскользь и не показана машина власти. Для семейного - очень мало семьи, для любовного - как-то сумбурно про любовь. Единственное объяснение, которое остается - это, видимо, костюмы и интерьеры. Этого в фильме много, и снято все это с видимым удовольствием».

Александра Мерзлякова, режиссер

«Я шла смотреть эпическую исторически достоверную драму, чтобы восхищаться красотой картинки, рыдать от экранной любви и вдохновляться мощным искусством кино, а в итоге, я сидела и думала «и это все?». Вот этот комикс, декорациями напоминающий стимпанк и есть скандальный фильм? Поверхностные персонажи, исторические несоответствия, все слишком упрощённое и скомканное - начиная от дворцового этикета, заканчивая диалогами. А светодиодные платья в балетной постановке?

   
   

Единственный человек в фильме, вызывающий симпатию – это невеста царевича. О главной героине (Матильде) за весь фильм вы узнаете несколько вещей: пьет, крутит романы с 16 лет, хочет крутить фуэте 32 раза. А про ее возлюбленного, то, что он: слушает мать, слушает невесту, слушает Матильду и не знает ничего, как ранний Джон Сноу. В принципе героев могли звать как угодно, в любом случае большая часть истории -вымысел, потому для меня это один из фильмов вселенной «Марвел» - дорого, богато, бессмысленно».

Галина Ажеева, журналист

«Слово «неоднозначно» - самое подходящее в комментариях к фильму. Однозначно положительным могу лишь считать свое желание почитать литературу о том периоде российской истории и семье императора. Актуализация, муссирование неких сторон частной жизни… Насколько это этично и зачем? Если бы не предшествовавшая фильму скандальная волна, не пошла бы. Но предпочитаю иметь собственное мнение о таких обсуждаемых событиях, чем «не читать, но осуждать». Впечатлили интерьеры дворцов, театров, костюмы актеров, да и играют, собственно, хорошо. Козловский в необычном для себя амплуа – дикого мужчины. В общем, каждый видит, что хочет видеть, что его задевает».

Екатерина Ступко, руководитель онлайн-журнала

«Мир сошел с ума! Такую красивую, почти диснеевскую сказку измарать! Все спрашивают: «Ну, что там? Что такого?» А вот ничего! Все чинно благородно и красиво. Просто заняться людям нечем. Апофеозом всей этой истерии стала собачка Люся (такая милая овчарка), которую два крепких молодца привели в кинотеатр вынюхивать бомбы. Такой премьеры у нас еще не было».

Александра Поблинкова, общественный деятель

«Красивое кино, прямо сильно красивое. В моем личном рейтинге теперь «Матильда» будет где-то рядом с «Сибирским цирюльником» - там тоже был гордый профиль, народные гуляния и, кажется, фуэте тоже имело место. Чувствую, у нас нынче «Русские сезоны» в моде и, быть может, вернется интерес к балету. Под хруст французской булки. 

Озадачил только персонаж, которого играет Козловский. Для развития сюжета он вообще ничего не дает, только носится за балериной с ошалелым видом. А вот Ингеборга Дапкунайте прекрасна всегда, сплошная радость на нее смотреть. Немка Александра тоже хороша, очень классическая такая вышла нервическая дама арийских кровей в панталончиках. Ну и совершенно бесхарактерный император, конечно, таким себе и представляла его. А Матильда - огонь-женщина, конечно».