Примерное время чтения: 10 минут
607

Мыслить «крупным планом». Режиссер Петрухин - о развитии регионального кино

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. «АиФ в Восточной Сибири» 25/10/2017

В октябре в Иркутске, в рамках XVI Байкальского международного кинофестиваля «Человек и Природа» имени В. Г. Распутина, состоялся уже третий конкурс кинопроектов, организованный Молодежным центром «Союза кинематографистов России» и Иркутским отделением Союза кинематографистов России. В профессиональной среде такие конкурсы называют питчингом (от английского «pitch» - выставлять на продажу).

Главная цель питчинга - найти инвесторов, готовых оказать помощь перспективным авторам в реализации своих сценариев. В этом году среди таких возможных инвесторов впервые был известный российский режиссер, кинопродюсер Алексей Петрухин - автор нашумевшего фильма «Училка», а также продюсер одной из самых кассовых российских картин последнего времени - «Вий».

Иркутские кинематографисты представили на конкурс пять игровых и шесть документальных проектов. По итогам конкурса, помимо основных призов, учреждённых Иркутским областным кинофондом и партнёрами, два проекта получили поддержку от «Корпорации Русская Фильм Группа», с которой сотрудничает Алексей Петрухин. Нашему изданию он рассказал, чем они его зацепили, и как должно развиваться региональное кино, чтобы со временем выйти на мировые экраны.

Комиссия III Байкальского питчинга.
Комиссия III Байкальского питчинга. Фото: ИО МЦ Союза кинематографистов России/ Дмитрий Шубин

«Не бойтесь масштабных проектов»

Оксана Цепилова, «АиФ в ВС»: Как вы можете оценить кинопроизводство в Иркутском регионе? Какие явные «боли» у него есть, и что может помочь с ними справиться, чтобы например, вывести авторов на более качественный уровень или привлечь к ним внимание инвесторов?

Досье:
Алексей Петрухин родился в 1973 году в Московской области. Окончил Государственный Московский юридический университет МВД России. В 2002 году создал кинокомпанию «Русская Фильм Группа» и как продюсер выпустил несколько фильмов. В октябре 2017 года на широкие экраны выходит новый продюсерский проект Алексея - «Тайна Печати Дракона: Путешествие в Китай». В фильме снялись Арнольд Шварценеггер и Джекки Чан.

Алексей Петрухин: Вывести авторов на более качественный уровень мечтают все студии и продюсеры не только в России, но и мире в целом. Но это здорово, что вы задаёте такие глобальные вопросы, значит, мыслите масштабно! Главная ошибка региональных производителей кино именно в том, что они замыкаются на своём местном уровне. Надо развиваться, привлекать актёров, режиссёров, сценаристов федерального и даже мирового уровня. И не стоит пугаться финансового вопроса, то есть, стоимости подобных услуг профессионалов. Необходимо учиться правильно «упаковывать» проекты, презентовать их, для этого и существуют питчинги и прочие мероприятия. Зарабатывать нужно не в процессе производства, а после выхода фильма.

Кстати, согласно региональным рейтингам, Иркутск находится на четвертом месте среди российских регионов-кинопроизводителей.

- Вы принимаете участие во многих аналогичных конкурсах. Насколько то, что было представлено в Иркутске отличается от других? Похожи ли поднимаемые темы, или у нас есть своя «атмосфера» кино?

- Действительно, в этом году я посетил более 18 регионов, и поэтому могу сравнивать и понимать, что происходит в региональном кинематографе. В Иркутске, безусловно, доминирующим событием стал Фестиваль документальных научно-популярных фильмов «Человек и Природа», и он, как якорь, способствует укреплению здесь такого направления, как документальное кино. Мне кажется,  в этом особенность индустрии региона: питчинг докфильмов был в разы сильнее художественного кино. Я сидел, буквально открыв рот от удивления - давно не видел такого яркого и мощного продукта! На мой взгляд, иркутянам надо акцентировать силы и развитие именно на этом направлении документального кино.

Конечно, есть небольшие ошибки, трудности с оборудованием, специалистами, немного хромает монтаж, звук, но в целом, отлично, что в регионе снимается кино! Активно работает Молодёжный центр Союза кинематографистов, которым в вашей области руководит Юрий Яшников. Он искренне болеет за своё дело.

Юлия Сапожникова получила от Алексея Петрухина обещание полного финансирования проекта «Слушая тишину».
Юлия Сапожникова получила от Алексея Петрухина обещание полного финансирования проекта «Слушая тишину». Фото: ИО МЦ Союза кинематографистов России/ Дмитрий Шубин

- В Иркутске кино практически не поддерживается структурами власти, нет ни программ, ни условий для этого. Посоветуйте, как можно обеспечить «сближение»?

- Я был на встрече с министром культуры и архивов Иркутской области Ольгой Стасюлевич, её заместителем, представителем Иркутского областного кинофонда, и должен отметить, что у них очень большой интерес к кинематографу. Но проблема, по словам министра, в том, что нет тем, сюжетов, ярких сценариев, которые хотелось бы реализовать. Вы знаете, что губернатор области сразу же откликнулся на просьбу актёра Андрея Мерзликина помочь с завершением съёмок фильма про Вампилова, и выразил готовность поддерживать кинематограф, но для этого нужна тема! Нужен большой проект, который продвинул бы Иркутскую область на федеральный уровень. Возможно, стоит объявить конкурс на создание подобного серьёзного и масштабного фильма об Иркутске, истории, героях, ведь ваш край невероятно богат на всевозможные темы и события. И надо смело браться за такие проекты, правильно презентовать их местному правительству, министерству культуры, и тогда всё получится.

«Культивируйте историю, культуру, природу»

- Вы решили поддержать два иркутских фильма. Расскажите о том, чем они вас заинтересовали?

- Я всегда говорю, что главная функция кино -  образовательная, вдохновляющая, объединяющая нас всех. Кино - это архив истории, культуры и традиции. Это всё, на мой взгляд, есть в игровом проекте «Янжай», который мы поможем завершить его авторам. Также мы приняли решение полностью осуществить производство научно-популярного фильма «Слушая тишину». Темы, поднимаемые в сценарии, достойны мирового зрителя. Хочу отметить, что это не спонсорство, а настоящая продюсерская история - объединение творческих, креативных, производственных, научных и финансовых потенциалов. Уверен, что проект будет коммерчески успешным с возможностью продолжения картины. Меня очень поразила сама тема фильма, и я хочу, чтобы все зрители увидели эту невероятную историю!

Актер Леонид Будаев в роли героя, чье имя вынесено в заголовок фильма «Янжай».
Актер Леонид Будаев в роли героя, чье имя вынесено в название фильма «Янжай». Фото: Роман Сизых

- О чём вы бы рекомендовали снимать кино иркутским кинематографистам?

- На мой взгляд, необходимо культивировать собственную историю, традиции, культуру, природу. Я сам очень люблю Байкал. В прошлом году мы с семьёй совершили путешествие вокруг озера - несколько дней пешего пути, потом на внедорожниках по непроходимым местам, и, конечно, была большая прогулка на катере. Путешествие оставило невероятные впечатления!

Главное, что я хочу сказать кинематографистам - любая идея должна подкрепляться ответом самому себе на вопрос: для чего и для кого вы делаете кино? Посмотрев фильм, человек должен вынести для себя что-то полезное, позитивное, кино должно мотивировать каждого из нас на развитие, благородство, движение вперёд. Когда есть эти составляющие, можно быть уверенным в том, что всё получится. Мы обязаны давать надежду и нести свет зрителю, тогда вся наша жизнь в целом станет намного лучше.

- У вас есть «рецепт», который реально может помочь тем, кто хочет делать кино?

- Если бы у меня были универсальные рекомендации, я бы давно поделился ими со всей страной! Есть только примерное понимание того, как необходимо поднимать киноиндустрию после её глобального 20-летнего развала. Вдумайтесь, мы потеряли огромное количество залов, крупнейшие студии развалились и практически исчезли, - всё это отбросило нас на много-много лет назад. Поэтому сейчас российское кино буквально борется за выживание, и только государство способно своей политической волей ему помочь. Даже на местном уровне власть может поддержать своих кинематографистов. Ведь кино - это и большая политика, и очень действенное средство массовой информации.

Участники III Байкальского питчинга. Фото: ИО МЦ Союза кинематографистов России.
Участники III Байкальского питчинга. Фото: ИО МЦ Союза кинематографистов России/ Дмитрий Шубин

Справка

Короткометражный фильм-сказка «Янжай» режиссёра Оксаны Цепиловой - история о приключениях бурятского парня, которого все считают непутевым, ведь он только и умеет, что петь. Однажды он отправляется в путь, чтобы стать могучим батором, но вместо этого благодаря испытаниям и Духу местности обретает необычный дар - горловое пение. В фильме будет звучать бурятская и русская речь. Все сцены фильма уже отсняты, съемки проходили этим летом в живописных степях Усть-Ордынского округа. Впереди у создателей - работа по музыкальному оформлению и пост-продакшн.

Фильм «Слушая тишину» пока существует только в виде сценария и по сути своей станет экранизацией диссертации Юлии Сапожниковой - научного сотрудника лаборатории ихтиологии Лимнологического института СО РАН. Фильм расскажет об одной из злободневных проблем - акустическом загрязнении окружающей среды. Зритель узнает тайны странных звуков Байкала, услышит музыку, созданную с помощью симбиоза музыкальных инструментов и звуков подводного мира.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах