В октябре в Иркутске, в рамках XVI Байкальского международного кинофестиваля «Человек и Природа» имени В. Г. Распутина, состоялся уже третий конкурс кинопроектов, организованный Молодежным центром «Союза кинематографистов России» и Иркутским отделением Союза кинематографистов России. В профессиональной среде такие конкурсы называют питчингом (от английского «pitch» - выставлять на продажу).
Главная цель питчинга - найти инвесторов, готовых оказать помощь перспективным авторам в реализации своих сценариев. В этом году среди таких возможных инвесторов впервые был известный российский режиссер, кинопродюсер Алексей Петрухин - автор нашумевшего фильма «Училка», а также продюсер одной из самых кассовых российских картин последнего времени - «Вий».
Иркутские кинематографисты представили на конкурс пять игровых и шесть документальных проектов. По итогам конкурса, помимо основных призов, учреждённых Иркутским областным кинофондом и партнёрами, два проекта получили поддержку от «Корпорации Русская Фильм Группа», с которой сотрудничает Алексей Петрухин. Нашему изданию он рассказал, чем они его зацепили, и как должно развиваться региональное кино, чтобы со временем выйти на мировые экраны.
«Не бойтесь масштабных проектов»
Оксана Цепилова, «АиФ в ВС»: Как вы можете оценить кинопроизводство в Иркутском регионе? Какие явные «боли» у него есть, и что может помочь с ними справиться, чтобы например, вывести авторов на более качественный уровень или привлечь к ним внимание инвесторов?
Алексей Петрухин: Вывести авторов на более качественный уровень мечтают все студии и продюсеры не только в России, но и мире в целом. Но это здорово, что вы задаёте такие глобальные вопросы, значит, мыслите масштабно! Главная ошибка региональных производителей кино именно в том, что они замыкаются на своём местном уровне. Надо развиваться, привлекать актёров, режиссёров, сценаристов федерального и даже мирового уровня. И не стоит пугаться финансового вопроса, то есть, стоимости подобных услуг профессионалов. Необходимо учиться правильно «упаковывать» проекты, презентовать их, для этого и существуют питчинги и прочие мероприятия. Зарабатывать нужно не в процессе производства, а после выхода фильма.
Кстати, согласно региональным рейтингам, Иркутск находится на четвертом месте среди российских регионов-кинопроизводителей.
- Вы принимаете участие во многих аналогичных конкурсах. Насколько то, что было представлено в Иркутске отличается от других? Похожи ли поднимаемые темы, или у нас есть своя «атмосфера» кино?
- Действительно, в этом году я посетил более 18 регионов, и поэтому могу сравнивать и понимать, что происходит в региональном кинематографе. В Иркутске, безусловно, доминирующим событием стал Фестиваль документальных научно-популярных фильмов «Человек и Природа», и он, как якорь, способствует укреплению здесь такого направления, как документальное кино. Мне кажется, в этом особенность индустрии региона: питчинг докфильмов был в разы сильнее художественного кино. Я сидел, буквально открыв рот от удивления - давно не видел такого яркого и мощного продукта! На мой взгляд, иркутянам надо акцентировать силы и развитие именно на этом направлении документального кино.
Конечно, есть небольшие ошибки, трудности с оборудованием, специалистами, немного хромает монтаж, звук, но в целом, отлично, что в регионе снимается кино! Активно работает Молодёжный центр Союза кинематографистов, которым в вашей области руководит Юрий Яшников. Он искренне болеет за своё дело.
- В Иркутске кино практически не поддерживается структурами власти, нет ни программ, ни условий для этого. Посоветуйте, как можно обеспечить «сближение»?
- Я был на встрече с министром культуры и архивов Иркутской области Ольгой Стасюлевич, её заместителем, представителем Иркутского областного кинофонда, и должен отметить, что у них очень большой интерес к кинематографу. Но проблема, по словам министра, в том, что нет тем, сюжетов, ярких сценариев, которые хотелось бы реализовать. Вы знаете, что губернатор области сразу же откликнулся на просьбу актёра Андрея Мерзликина помочь с завершением съёмок фильма про Вампилова, и выразил готовность поддерживать кинематограф, но для этого нужна тема! Нужен большой проект, который продвинул бы Иркутскую область на федеральный уровень. Возможно, стоит объявить конкурс на создание подобного серьёзного и масштабного фильма об Иркутске, истории, героях, ведь ваш край невероятно богат на всевозможные темы и события. И надо смело браться за такие проекты, правильно презентовать их местному правительству, министерству культуры, и тогда всё получится.
«Культивируйте историю, культуру, природу»
- Вы решили поддержать два иркутских фильма. Расскажите о том, чем они вас заинтересовали?
- Я всегда говорю, что главная функция кино - образовательная, вдохновляющая, объединяющая нас всех. Кино - это архив истории, культуры и традиции. Это всё, на мой взгляд, есть в игровом проекте «Янжай», который мы поможем завершить его авторам. Также мы приняли решение полностью осуществить производство научно-популярного фильма «Слушая тишину». Темы, поднимаемые в сценарии, достойны мирового зрителя. Хочу отметить, что это не спонсорство, а настоящая продюсерская история - объединение творческих, креативных, производственных, научных и финансовых потенциалов. Уверен, что проект будет коммерчески успешным с возможностью продолжения картины. Меня очень поразила сама тема фильма, и я хочу, чтобы все зрители увидели эту невероятную историю!
- О чём вы бы рекомендовали снимать кино иркутским кинематографистам?
- На мой взгляд, необходимо культивировать собственную историю, традиции, культуру, природу. Я сам очень люблю Байкал. В прошлом году мы с семьёй совершили путешествие вокруг озера - несколько дней пешего пути, потом на внедорожниках по непроходимым местам, и, конечно, была большая прогулка на катере. Путешествие оставило невероятные впечатления!
Главное, что я хочу сказать кинематографистам - любая идея должна подкрепляться ответом самому себе на вопрос: для чего и для кого вы делаете кино? Посмотрев фильм, человек должен вынести для себя что-то полезное, позитивное, кино должно мотивировать каждого из нас на развитие, благородство, движение вперёд. Когда есть эти составляющие, можно быть уверенным в том, что всё получится. Мы обязаны давать надежду и нести свет зрителю, тогда вся наша жизнь в целом станет намного лучше.
- У вас есть «рецепт», который реально может помочь тем, кто хочет делать кино?
- Если бы у меня были универсальные рекомендации, я бы давно поделился ими со всей страной! Есть только примерное понимание того, как необходимо поднимать киноиндустрию после её глобального 20-летнего развала. Вдумайтесь, мы потеряли огромное количество залов, крупнейшие студии развалились и практически исчезли, - всё это отбросило нас на много-много лет назад. Поэтому сейчас российское кино буквально борется за выживание, и только государство способно своей политической волей ему помочь. Даже на местном уровне власть может поддержать своих кинематографистов. Ведь кино - это и большая политика, и очень действенное средство массовой информации.
Справка
Короткометражный фильм-сказка «Янжай» режиссёра Оксаны Цепиловой - история о приключениях бурятского парня, которого все считают непутевым, ведь он только и умеет, что петь. Однажды он отправляется в путь, чтобы стать могучим батором, но вместо этого благодаря испытаниям и Духу местности обретает необычный дар - горловое пение. В фильме будет звучать бурятская и русская речь. Все сцены фильма уже отсняты, съемки проходили этим летом в живописных степях Усть-Ордынского округа. Впереди у создателей - работа по музыкальному оформлению и пост-продакшн.
Фильм «Слушая тишину» пока существует только в виде сценария и по сути своей станет экранизацией диссертации Юлии Сапожниковой - научного сотрудника лаборатории ихтиологии Лимнологического института СО РАН. Фильм расскажет об одной из злободневных проблем - акустическом загрязнении окружающей среды. Зритель узнает тайны странных звуков Байкала, услышит музыку, созданную с помощью симбиоза музыкальных инструментов и звуков подводного мира.