«У тебя получается!». Как помочь детям с ограниченными возможностями

Наталья Харина Показала, как работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья. © / Юлия Гриценко / АиФ

Они родились другими, но они такие же, как мы, отмечает реабилитолог Наталья Харина, когда рассказывает о детях с ограниченными двигательными возможностями. Своим опытом работы с особыми детьми врач поделилась на практическом семинаре, который прошёл в Гуманитарном центре - библиотеке имени семьи Полевых в Иркутске. Подробности - в материале irk.aif.ru.

   
   

В кругу семьи

Как рассказывала специалист, кормление ребёнка с ограниченными двигательными возможностями в обязательном порядке должно проходить за столом в кругу семьи. Нельзя отстранять ребёнка от остальных, чтобы он не чувствовал себя ненужным. Если малышу сложно самостоятельно удерживать голову, надо чтобы рука взрослого проходила за голову ребенка. В этом случае затылок окажется лежащим во внутренней стороне локтя сопровождающего - таким образом можно удерживать голову ребёнка, помогая кормить его.

Нельзя отстранять ребёнка от остальных, чтобы он не чувствовал себя ненужным.

По словам Натальи Хариной, ребёнок - это личность, его мнение надо спрашивать и учитывать.

«Когда задаю родителям простой вопрос: «А что умеет ваш ребёнок?», то в 90% случаев слышу ответ: «Да ничего», - рассказывает реабилитолог и подчёркивает, что взрослые должны доверять ребёнку. Чтобы он чувствовал себя уверено и не думал, что является обузой, - говорите ему: «У тебя получается!» Такая методика воспитания помогает ребёнку не падать духом, не терять цель, быть амбициозным, выстраивать себя как личность, которую воспринимают всерьёз. Это также относится и к детям без каких-либо ограничений по здоровью».

Правильное общение - очень важно. Любое занятие с детьми должно включать в себя коммуникацию. При общении нужно акцентироваться на уровне глаз - желательно, чтобы это был один уровень с ребёнком. Важны и прикосновения. Наталья Харина показала, как общается со своей дочкой Ксенией с помощью карточки с алфавитом. Мама осторожно брала руку дочки, находясь на одном уровне с ней, и показывала ей карточку с буквами. Не спеша, Ксюша указывала на нужные буквы, чтобы показать маме, что она хочет сказать. Так между ними происходит коммуникация.

   
   

Каждое движение родителя или человека, который хочет поговорить с ребёнком, должно быть осторожным, чтобы не напугать его. Если ребёнок хорошо играет глазами, то можно с ним «разговаривать» движением глаз. Есть специальные устройства с алфавитом: ребёнок смотрит на дисплей, и программа считывает движение его зрачков, когда он хочет что-то сказать или ответить на вопрос, таким образом происходит коммуникация.

Три точки опоры

Реабилитолог объяснила, что делать, если у ребёнка ноги постоянно смыкаются. В этом случае между ног кладут мягкую подушку. Если практиковать данное упражнение из-за дня в день, то в конечном итоге можно добиться более нормального положения ног.

Наталья Харина рассказала про три точки опоры - седалищные бугры таза, поясничный лордоз и стопы. Чтобы ребёнок их почувствовал и ему было удобно сидеть, нужно выбрать правильное кресло или коляску.

Отнестись к такому выбору необходимо с полной ответственностью и осторожностью - не стоит покупать первую попавшуюся коляску. Правильно подобранное сиденье с хорошей посадкой положительно скажется на осанке ребёнка.

Реабилитолог рассказала про такой полезный атрибут, как специальное устройство для активной реабилитации детей с нарушением функции опорно-двигательного аппарата. С его помощью ребёнок может самостоятельно передвигаться.

Устройство представляет собой вертикально стоящую раму с возможностью регулировки под параметры отдельного человека. Наталья Харина предупредила, что сразу ставить ребёнка на длительное время на вериткализатор опасно и рекомендовала начинать максимум с 15 минут в день. И по чуть-чуть, не торопя события, прибавлять время процедуры.