В сентябре заработал новый портал записи на приём в государственные лечебные учреждения Иркутской области. И медицина для многих стала недоступной. Подробности – в материале irk.aif.ru.
Региональный медицинский портал Кврачу38.рф, через который до недавних пор производилась запись в лечебные учреждения Приангарья, больше не работает. Если набрать его название в строке запроса любой поисковой системы, то на выдаче получим список самых разных сайтов, но Кврачу38 среди них не будет. Он исчез из интернета.
Вместо него на первой строке выдачи показывается сайт portal38.is-mis.ru. Выглядит название подозрительно: сложное для восприятия с точкой посредине и с тире, да ещё читается как «мисс». Но всё же это тот самый новый портал для записи к врачу и, к сожалению, несмотря на то, что вы попали по адресу, будьте готовы к тому, что вас «без сомнения ждут приключения», – как в мультике про Винни Пуха. Но прежде, чем получить к ним доступ, сайт попросит вас авторизироваться на портале Госуслуг.
Наболело и прорвало
Своё отношение к работе нового сайта жители Иркутской области высказали во время прямого эфира, организованного Центром управления регионом в соцсетях. 19 октября представители областного минздрава презентовали обновлённую систему дистанционной записи к врачу и тут же получили обратную связь в виде комментариев.
«Зачем надо было ломать работающий портал? На новом записаться нельзя, так как там отображается учреждение, от которого открепился 10 месяцев назад, а поменять его невозможно!», – возмутился иркутянин Илья Тимаков.
«Включите старую версию сайта, пока не отработаете передачу данных. Система на новом сайте пишет, что не удалось установить поликлинику прикрепления и предлагает обратиться в регистратуру поликлиники, а в регистратуре предлагают записываться на сайте. Прошло уже больше месяца, сайт так и не работает», – пожаловалась жительница областного центра Юлия Каргопольцева.
«Мне кажется, что вся система с записью онлайн создана для того, чтобы люди не могли попасть к врачам. Если я заболела, то может повезёт, и запишусь к лечащему врачу на приём через неделю или более», – заявила братчанка Мария Косых.
«Нас всех уже посадили на интернет, зайди туда, нажми то. В результате всё запутано, создается только больше проблем. Упрощайте систему, надо чтобы каждый мог записаться», – поделилась мнением жительница Усть-Илимска Зинаида Чернега.
Десятки комментариев за 30 минут эфира. Наболело и прорвало.
Старый добрый способ – позвонить по телефону регистратуры и записаться на приём, как оказалось, пал жертвой хаоса в первые дни совершенствования системы дистанционной записи. Когда пропала возможность записываться через сайт, народ стал звонить в поликлиники и кол-центры. Откуда нуждающихся в медицинской помощи отфутболивали обратно на сайт, а когда устали повторять – перестали отвечать на звонки. «Сижу, слушаю музыку в трубке телефона по полдня», – констатирует Наталья Грохотова.
Бесплатно только в Конституции
«В 2022 году регион переключается на единую цифровую платформу, новая система объединяет все государственные лечебные учреждения, – рассказывает начальник управления развития системы здравоохранения министерства здравоохранения Иркутской области Александр Селедцов. – Кроме того, 30 сентября у нас осуществлено подключение к федеральной электронной регистратуре, что позволяет пациентам записываться на приём к врачу через портал Госуслуг. Сохраняются и альтернативные способы: можно позвонить на горячую линию минздрава региона по номеру 8-800-200-37-97, звонок бесплатный, или обратиться на единый номер 122 – специалисты помогут записаться на приём к врачу».
В связи с переходом на федеральную платформу региональный портал Кврачу38.рф больше не поддерживается производителем, поэтому нет возможности вернуться к нему, чтобы всё работало хорошо, как прежде, обескураживает Александр Анатольевич.
В минздраве сбой и его масштабы на новом портале дистанционной записи не отрицают. Типичная картина сегодняшнего дня – система предлагает человеку записаться в поликлинику, от которой он открепился уже лет десять назад, да ещё и переехал в другой город. При этом последние несколько лет наблюдается в другом лечебном учреждении, но записаться на приём по месту жительства к своему врачу не может, потому что в списках больше не значится.
Причина бардака – данные региональной медицинской информационной системы некорректно перенесли на единый федеральный медицинский портал, где теперь производится запись на приём. В результате бесплатная медицинская помощь, гарантированная государством, для многих стала недоступной.
До конца года – без перемен?
«Мы не могли записать через Госуслуги ни детей, ни взрослых, – признаёт главный врач Иркутской городской клинической больницы №8 Жанна Есева. – Отрабатывали проблему точечно. Все эти дни рассматривали каждое обращение индивидуально. У себя систему записи отладили. Поделюсь опытом с коллегами, чтобы они могли им воспользоваться».
Эти проблемы не всегда связаны с работой непосредственно самого лечебного учреждения, есть очень много технических неполадок, и они устраняются, отмечает Жанна Владимировна. По её словам, сейчас страдает главный элемент амбулаторно-поликлинической медицинской помощи – доступность. Потребуется время, чтобы сверить все данные с фондом обязательного медицинского страхования, привести систему в порядок.
«Думаю, новый портал записи к врачам заработает без сбоев не раньше, чем под конец года, это в лучшем случае, – полагает главврач. – Примерно ещё два месяца будем находиться в таком переходном периоде».
КСТАТИ
Как сообщили в министерстве здравоохранения Иркутской области, государственные медицинские организации региона должны обеспечить возможность записаться на приём к врачам следующих специальностей: участковые терапевт и педиатр, врач общей практики, хирург, фтизиатр, детский хирург, стоматолог, терапевт-стоматолог, акушер-гинеколог, офтальмолог, отоларинголог, психиатр детский, психиатр нарколог, психиатр подростковый.
Запись может быть организована только к тем специалистам, которые работают в лечебном учреждении. Если, например, ставка есть, а специалиста нет, то и обязательств у медицинской организации по обеспечению записи нет.
КОММЕНТАРИЙ
Игорь Журавлёв, председатель комиссии по здравоохранению и социальному обеспечению Общественной палаты Иркутской области, главный врач Иркутской станции скорой медицинской помощи:
«Когда пациенты не могут дозвониться до поликлиники, они порой вызывают скорую помощь. Многие сразу звонят нам. Мы выезжаем на все обращения. Пока количество вызовов стабильное: 650-700 в сутки по Иркутску и Иркутскому району, особого всплеска не заметили.
Что касается невозможности записаться в поликлинику дистанционно, то у таких проблем, на мой взгляд, есть объективная причина. Связана она с тем, что сейчас в стране формируется единая медицинская цифровая платформа. Это требует определённых настроек – технических, организационных, информационных. Во время таких глобальных процессов происходят сбои. Надо с пониманием к этому относиться.
Зачем всё это? На нашем примере: когда в скорую поступает вызов, благодаря единой информационной системе бригада сможет заранее увидеть пациента, будет понимать, что от него ожидать. Это очень важно. В какой бы точке страны вы не находились, вам будет максимально оперативно оказана квалифицированная медицинская помощь».
ПОЗИЦИЯ СУВОРОВОЙ
Нина Суворова, председатель Иркутской областной общественной организации «Российский союз сельских женщин»:
«Доступность первичной амбулаторной помощи, запись на приём к врачам, к узким специалистам, особенно в малых городах и в сельской местности, всегда была проблемой. Только лишь введением цифровых систем, пусть даже самых современных, её не решить. Тут надо работать комплексно, по-другому не получится.
То, что внедряют новые технологии – это хорошо. Строят лечебные учреждения – замечательно. В Иркутской области, кстати, фельдшерско-акушерские пункты возводятся в сёлах очень активно. Закупается дорогостоящее медицинское оборудование – прекрасно. Но ФАПы без кадров – пустые коробки. Вот в чём беда – в нехватке медицинских специалистов. На мой взгляд, это самая острая проблема здравоохранения.
Есть технологии, есть оборудование, есть больницы. А врачей не хватает. Категорически. Отсюда очереди к докторам, которые работают за двоих. Это касается всей системы здравоохранения. Если человек сегодня не смог попасть на приём к врачу, завтра ему понадобится высокотехнологичная дорогостоящая медицинская помощь. А ведь можно было вылечить на уровне первичного звена. Поэтому технологии технологиями, но людям тоже необходимо уделять внимание – надо готовить кадры, без них бесплатная медицина так никогда и не станет по-настоящему доступной».