В то время как вся страна следит за судьбой Химкинского лесного массива, проводятся слушания Общественной палаты и митинги (напомним, на месте сосняка планируют проложить скоростную трассу Санкт-Петербург - Москва), жители посёлка Невон под Усть-Илимском борются за судьбу своей защитной лесополосы. Различается разве что масштаб ситуации: в Химках живут 200 тысяч человек, в Невоне - три с половиной…
Невонский лес
Суть конфликтов похожа. Есть предписание срубить, есть группа активных защитников и есть факт: рубка уже началась. Лесополоса шириной 300 метров и площадью около 5 гектаров проходит вдоль одной из улиц посёлка Невон - пригорода Усть-Илимска. Сосняк растёт на крутом склоне и отделяет посёлок от поймы реки. По словам местных жителей и экологов, если срубить деревья, начнётся эрозия и склон просто размоет.
Тем не менее в лесополосе уже появились проплешины. По словам жительницы посёлка Натальи Вильянен, местному населению объяснили, что вырубка производится с целью обезопасить Невон от лесных пожаров. Однако под топор попадает не тот лес, от которого может вспыхнуть посёлок.
Как нам прокомментировал Максим Смирнов, главный специалист Усть-Илимского отдела государственного пожарного надзора, 15 августа поселковые власти действительно получили от специалистов Госпожнадзора предписание начать вырубку. В некоторых частях посёлка лес примыкает к огородам и постройкам, и расстояние от заборов до ближайших деревьев меньше положенных минимальных 15 метров. Но объёмы и места вырубки определяет только поселковая администрация.
Улица Целинников, крайняя в посёлке, расположена ближе всего к «проблемному» сосняку. В одном из её домов живёт лидер движения защитников Невонского леса Наталья Вильянен. Педагог одной из усть-илимских школ ориентируется в лесном законодательстве: её муж работает с лесом, а сама Наталья знакомит школьников с Лесным кодексом. Женщина говорит, что в некоторых частях посёлка деревья действительно подступают вплотную к домам и огородам. Однако там, по её словам, на момент написания этого материала никаких работ не велось. Напротив, единственный в округе сосновый бор, который от домов отделяет стометровая полоса со специальным проездом для пожарных машин и засаженным картошкой валом, первым попал под вырубку.
Женщина от лица протестующих жителей (их набралось более семидесяти) обратилась в местную прокуратуру. Ранее по просьбе Натальи Вильянен пожарную экспертизу местности проводил сотрудник лаборатории лесной фитоцентологии Красноярского Института леса СО РАН кандидат биологических наук Денис Ефимов. Исследования показали, что сосновый бор, где велись работы, по пятибалльной шкале имеет низкий класс пожарной опасности - третий и четвёртый. Если вырубить лес, на его месте поднимутся злаки и вереск, способные быстро вспыхнуть и подвести огонь к посёлку. Тогда класс пожарной опасности резко вырастет.
Падает «батареями»
Также защитники леса ссылаются на приказ минсельхоза, где прописано, что для защиты населённых пунктов от пожаров могут применяться только так называемые рубки ухода - вырубка отдельных деревьев. В Невонском лесу, по их словам, применялась сплошная рубка «батарейным» способом, запрещённым близ населённых пунктов. Одновременно подпиливается большое число деревьев, а после они валятся целым рядом…
Как нам объяснили специалисты авиационной охраны лесов, которые ежегодно тушат лесные пожары, сплошная вырубка сосняка близ Невона может быть оправдана в том случае, если в дальнейшем лесополоса попадёт в зону затопления Богучанской ГЭС. Однако в эту зону сосновый бор как раз не попадает.
Сейчас рубка в окрестностях посёлка временно приостановлена. Как пояснила нам заместитель прокурора Усть-Илимской прокуратуры Кристина Кулик, результат проверки, скорее всего, будет известен уже в конце этой недели. Пока Невонские зелёные «батареи» ещё стоят.
Смотрите также:
- Казачинско-Ленский район: Тысяча км рек и озёр - на одного инспектора →
- В Прибайкальском нацпарке сокращено количество мест для туристов →
- ...Зачем считают деревья? →