Пережить урон и ужас. Иркутяне помогают пострадавшим от паводка в Приморье

Фото предоставлены Байкальским поисково-спасательным отрядом

Двадцать наших земляков из Байкальского поисково-спасательного отряда уехали на восток ещё в середине августа. Сибиряков распределили по трём посёлкам между Хабаровском и Комсомольском-на-Амуре: Славянка, Бельго и Найхин. В последнем до наводнения жила почти тысяча человек, а в небольшой Славянке едва набиралась сотня.

   
   
Вода нанесла большой урон жителям Приамурья. Фото предоставлены Байкальским поисково-спасательным отрядом

В телесводках по центральным каналам чаще показывают крупные города. Наши спасатели рассказали о том, с чем столкнулись небольшие деревушки.

Кстати:
Иркутская область накануне отправила в Комсомольск-на-Амуре семь мощных насосов и дизельную станцию.

Люди посреди моря

Наводнение в Приморье оказалось настолько масштабным, что многие населённые пункты буквально стали островами посреди моря. Даже добраться до них ещё перед приходом основной волны паводка оказалось проблемой.

Пока никто не знает сколько домашних животных погибло от наводнения. Фото предоставлены Байкальским поисково-спасательным отрядом
Виктор ГУЛЕВИЧ

 

- Почти пятьдесят километров до Найхина наши спасатели шли пешком по воде и толкали перед собой лодку, чтобы сэкономить бензин, - рассказывает начальник центра подготовки спасателей БПСО Виктор ГУЛЕВИЧ. - И это не подвиг, а просто правильное понимание ситуации - никто бы не закинул их на вертолёте, а доставить топливо в таких условиях - целое дело.

Спасатель Павел ТОПЧИЙ по семейным обстоятельствам вернулся домой раньше своих коллег. Молодой человек проработал в посёлке Бельго под Комсомольском-на-Амуре двадцать дней и только застал тот момент, когда уровень воды начал резко расти.

- До прихода большой воды мы развозили людям гуманитарную помощь, эвакуировали согласных в Комсомольск-на-Амуре, поднимали на чердаки ценные вещи, - вспоминает Павел, - По берегам живут рыбаки, поэтому в каждом доме есть по несколько холодильников.

Павел ТОПЧИЙ
Самым сложным было затаскивать эти тяжести наверх, за день мы успевали подготовить максимум два-три дома.    
   

Спасатель отмечает, что очень часто жители не соглашались покидать свои дома, оставались пережидать наводнение на чердаках. Многие просто не верили, что паводок окажется таким масштабным. Павел объясняет, в чём опасность такой ситуации: продолжительное наводнение размывает фундаменты деревянных домов, и они могут сложиться как карточные домики.

- Каждые сутки вода прибывала на 25 сантиметров, - вспоминает пик паводка Максим КРИВОШЕЕВ, руководитель группы, работающей в Бельго. На телефонную связь он вышел из затопленного посёлка. - В последние дни уровень растёт незначительно - на три-четыре сантиметра в день.

Очень много техники не успели вывезти жители за пределы паводковой зоны. Фото предоставлены Байкальским поисково-спасательным отрядом

От наводнения, по словам спасателя, пострадал весь посёлок. Около пятидесяти человек из двухсот до сих пор остаётся на чердаках. Люди готовят на газовых горелках, моются привозной водой из бутылок. Синоптики прогнозируют медленный спад уровня воды, но сколько ещё времени по затопленным деревням придётся плавать на лодках, никто сказать не может. Кроме того, в сентябре в этом регионе каждый год наступает сезон дождей, а значит, может прийти и вторая волна паводка.

В одной команде

Спасатели из Иркутской области ликвидировали последствия аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, искали погибших на затонувшей «Булгарии», этой весной работали на севере области во время мощного паводка… Нынешняя командировка оказалась для них не самой сложной в техническом отношении, но самой длительной и изматывающей.

Иркутские спасатели. Фото предоставлены Байкальским поисково-спасательным отрядом

- Надо понимать, что люди устали и работают в тяжёлых условиях, но никто не жалуется. Заменить их давно готова новая бригада, но пока нет возможности сделать это. Все самолёты уходят на восток полные гуманитарной помощи, - рассказывает начальник поисково-спасательного отряда Виталий ТАРАСОВ.

Виталий ТАРАСОВ

 

- Смогут ли жители затопленных поселений вернуться до холодов в свои дома, сказать сложно, - продолжает он, - вода ещё не ушла, и наши спасатели не могут оценить, насколько пострадало жилье. Выводы сделает только специальная комиссия. Можно лишь сказать, что площадь пострадавшей территории огромна. Гораздо больше, чем два года назад в Крымске. Но при этом оно обошлось почти без жертв. И в этом заслуга в том числе и иркутских спасателей.

- Последние события показали, что наша страна всё-таки способна объединиться перед лицом опасности, и сейчас мы наблюдаем, как спасатели, армия, добровольцы могут действовать в одной команде. В Крымске, например, этого не было, - заключает Виталий Тарасов. Обидно только, что для этого нужна внешняя угроза.

Смотрите также фоторепортажи:

Старейший стадион Хабаровска оказался в плену в наводнения

Полевые кухни, дамбы и волонтеры: Хабаровск готовится к пику наводнения

Река Амур добралась до улиц Хабаровска. Осадки продолжаются

Хроника большого Приамурского потопа в фотографиях