Украшение набережной и всего Иркутска - старый ангарский мост

   
   

Первые два века через Ангару переправлялись на лодках, дощаниках, плотах, парусниках и карбазах (сдвоенных огромных лодках под общей дощатой палубой, которые приводились в движение большими вёслами). От берега до берега карбазы шли по тридцать-сорок минут, и их всегда сносило далеко вниз, а случалось - и уносило вовсе…

«Самолёт» Либгарда

В 1857 году механик Либгард построил на Ангаре скоростной паром, который удерживался длинным и прочным тросом на якоре, закреплённом посередине реки. Стоило повернуть корпус парома под углом к течению - и его стремительно сносило к другому берегу. От берега до берега он шёл пять минут, иркутяне справедливо прозвали паром Либгардта «самолётом». Таким образом, бытовое слово «самолёт» прижилось в Иркутске с середины Х1Х века.

«Самолётов» было два - Московский и Троицкий. От Троицкой переправы, что выходила на берег у современного железнодорожного вокзала, начиналась дорога к Байкалу и далее вокруг него, и эта дорога, а впоследствии и улица, получила название Кругобайкальская - ныне улица Терешковой.

В 1891 году, параллельно Троицкой переправе, чуть ниже её, построили разводной мост на 18 понтонах, поэтому улица, уходящая вверх, называлась Понтонной - ныне Маяковского.

Вопрос о постоянной переправе горожане поднимали не раз, и в 1900 году инженер Александр Николаевич Пушечников, который строил железную дорогу от Красноярска до Байкала, самостоятельно провёл исследование дна Ангары. Однако, носясь с идеей о переправе, нажил себе только неприятности. Не увенчались успехом и усилия других инженеров. О строительстве моста серьёзно заговорили только в середине двадцатых годов прошлого века, а подтолкнуло решение вопроса печальное событие.

В память об Ильиче

Умер Ленин, и по всей стране стали собирать деньги на мемориалы, чтоб увековечить его память. Собирали и в Иркутске. Но мудрая женщина - жена и соратник Ленина Надежда Константиновна Крупская обратилась ко всем россиянам с искренним пожеланием, подтолкнувшим их мысли и чувства в нужном направлении. В Иркутске её обращение напечатала газета «Власть труда» от 9 марта 1920 года: «Большая у меня просьба - не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание, не устраивайте ему памятников, дворцов его имени… Устраивайте ясли, сады, дома, школы, библиотеки, амбулатории, больницы, дома инвалидов». И в немалой степени благодаря этим мудрым словам решено было на собранные деньги строить мост через Ангару. В банке открыли счёт № 198, куда начали вносить день­ги рабочие предприятий, железной дороги, кооперативов и заводов, милиция, шахтёры и даже школьники - многие иркутяне внесли свои трудовые рубли в общее чрезвычайно необходимое дело.

   
   

Проект моста заказали инженеру Ивану Французу, автору огромного моста через Волгу в Самаре и соавтору академика А.В. Щусева, построившего мавзолейный комплекс на Красной площади в Москве. Первые работы начали в 1931 году.

Вокруг стройки на обоих берегах Ангары построили жилые бараки, столярные мастерские, столовые, организовали гужевой парк. Песок, гравий и камень для строительства брали на Иркуте, в каменоломнях, известных ещё с ХУ11 века. Небольшой флот - несколько лодок и катер «Нерпа» - обслуживали стройку.

Мост поднимали на пяти речных и тридцати двух береговых опорах, но самое замечательное, что мост возводили не частями, а отливали сразу как цельный монолит. Для этого от берега до берега построили на опорах пустотелую форму, внутри для гладкости оббили фанерой, потом собрали металлический каркас и стали заливать форму бетоном по особому графику.

На строительстве было занято около полутора тысяч человек. Люди приходили на стройку из ближайших деревень, приезжали из-за Байкала. Плотником и коноводом здесь работал Пляскин Василий Семёнович, мой дед, и 18-летняя Зоя, ставшая моей мамой. Большинство из рабочих лишь на стройке приобретали профессии каменщиков, арматурщиков, бетонщиков, электриков, мотористов. Работали в городке и школы по ликвидации безграмотности. У мостостроителей были свои общежития, клуб, детские ясли, магазины, они проложили в своем городке первый в Иркутске водопровод.

За все четыре года на строительстве не погиб ни один человек, хотя были прорывы воды в кессоны, падения в воду, травмы. 7 ноября 1936 года праздничная демонстрация жителей глазковского района впервые со знамёнами прошла по мосту.

Иван Козлов, историк

Кстати:

Мост внёс изменения в планировку и архитектонику прилегающих улиц. На съезде с моста, слева и справа и по сей день стоят квадратные бетонные постаменты, на которых должны были располагаться скульптуры рабочего и колхозника, партизана и пограничника - ведь это был мост-памятник. Он и остаётся памятником трудолюбию и таланту иркутян, построивших его на свои деньги и своими руками.

Языком цифр:

45 тыс. тонн бетона и 2 тыс. тонн металлических конструкций легли в тело монолитного Ангарского моста,

60 тыс. кубометров леса ушло на опалубку и формы.

1245 метров - длина моста со съездами,

70 метров - размах крайних пролётов (80 метров - средних).

43 млн руб. в ценах того времени обошлась переправа иркутянам.

Смотрите также: