Загадки подземного Иркутска: Дом Кузнеца

   
   

Летом 1992 года в здании Иркутской филармонии проходил ремонт. Одно из помещений, расположенное рядом с центральным входом на улицу Дзержинского, готовили к проведению малярно-штукатурных работ. И в это время на глазах у рабочих стал проваливаться пол…

Перекрёсток в провале

Провал сам по себе выглядел необычно. Деревянное покрытие пола обсело под косяком двери, обозначив уходящее под землю углубление. Все признаки были за то, что там подземный ход, и рабочие решили пригласить для его обследования специалистов по истории города Иркутска.

К месту находки прибыл сотрудник Центра по сохранению историко-культурного наследия (ЦСН) Сергей Медведев, чтобы провести детальную фотосъёмку обнаруженного объекта.

- Я увидел прямо у порога комнатки провал значительных размеров, - рассказывает Медведев. - В ширину - за метр, а в глубину ещё больше. Вертикальная и горизонтальная часть провала были выложены накатом из лиственницы в полбревна. Несомненно, передо мной оказалось рукотворное углубление с плохо сохранившейся деревянной конструкцией. Сделав его осмотр, установил, что под этим провалом был не сам ход, а как бы расширение. Откуда начинались подземные ходы в трёх направлениях. Вдоль коридора филармонии - туда и обратно - и перпендикулярно в сторону окна комнаты. Залезать туда не стал, а сделал несколько фотоснимков. Я не считал себя специалистом по подземным ходам и побоялся даже спуститься. К тому же, несмотря на глубокое дно, подземный ход во всех направлениях был засыпан на две трети землёй, и поэтому проникнуть туда можно было только по-пластунски.

На случай побега

На следующий день рабочие засыпали провал и заложили его новым деревянным покрытием. Ремонт скрыл все следы подземного хода. Остались только вопросы, ответы на которые теперь предстояло искать с помощью догадок и обращения к историко-архивным материалам.

Сперва стало ясно одно: этот подземный ход невозможно было причислить к разряду глобальных. Он навряд ли тянулся на дальнее расстояние, к примеру - на берег Ангары. Скорей всего, кончался где-нибудь в соседнем квартале с хорошо замаскированным выходом в сарае или любом другом подсобном помещении.

Такие подземные ходы готовили на случай неблагоприятных обстоятельств, когда люди в момент возникшей опасности могли спастись только бегством. При пожаре, и особенно неожиданном нападении разбойников, они могли использовать единственный путь отступления - пройти под землёй. Если иметь в виду, что здание филармонии до октября 1917 года входило в комплекс, именуемый Общественным собранием, где проводили встречи дворяне, купцы, чиновники, то наличие там подземного хода выглядит вполне логичным.

   
   

Состоятельные люди предусмотрительны, и в данном примере подземный ход, возможно, являлся для них вложением денег в собственную безопасность.

Общественное собрание как единый архитектурный ансамбль сложился в Иркутске в начале XX века. Поначалу на территории, которую сейчас занимает театр музкомедии и филармония, стояли два дома - деревянный Анкудинова, где размещался коммерческий клуб, и классический дом с колоннами, известный под названием Общественного собрания Рассушина. Со временем их соединила постройка второй очереди Общественного собрания, то есть здание нынешней филармонии. Строительство велось с 1891 по 1902 годы. Этим же промежутком времени, наверное, следует датировать и появление здесь подземного хода.

Дыра во дворе дома Кузнеца

Несколько при иных обстоятельствах летом 1997 года были обнаружены остатки подземного хода во дворе дома Кузнеца, принадлежащего известному иркутскому предпринимателю прошлой эпохи Давиду Кузнецу. Его обширные владения располагались в большом каменном дому на Арсенальской улице (ныне ул. Дзержинского, недалеко от Центрального рынка), а внутри владений в деревянном особняке жил сам хозяин. Как при его жизни, так и после каменный дом сдавался в аренду различным организациям. Последний арендатор дома Кузнеца трест «Глав­востоксибстрой» затеял во дворе какие-то раскопочные работы, и в двух-трёх метрах от угла особняка на месте автомобильной стоянки землекопы обнаружили провал.

Сотрудники ЦСН по чисто внешним признакам сразу же установили, что провал ведёт в подземный ход. Его конструкция во многом напоминала конструкцию подземной коммуникации, обнаруженной пять лет назад в филармонии. Вертикальная и горизонтальная части так же были укреплены лиственничным накатом толщиною в полбревна. Правда, он сохранился в гораздо худшем состоянии, деревянные стены практически все сгнили. Отличие же этого подземного хода составлял металлический искорёженный каркас, время происхождения которого трудно было установить.

Определить точные габариты отверстия, уходившего под землю, также представлялось сложной задачей. Для этого требовались дополнительные раскопки. И всё же по приблизительной прикидке его ширины вполне хватало, чтобы там мог пройти человек. По логике вещей подземный ход был связан с особняком и его, несомненно, подготовил для себя тот, у кого были серьёзные основания опасаться за свою жизнь.

Дом Кузнеца был построен в 1903 году. Ход подготовили одновременно со строительством особняка. По мнению специалистов, рыть подземный ход из уже построенного дома, возведённого к тому же на мощном фундаменте, представляло бы из себя технически трудно выполнимую задачу.

Павел Мигалёв

P.S. Информацию о других подземных ходах Иркутска, собственные версии об их назначении присылайте на электронную почту редакции: redaktor@aifvs.ru

Смотрите также: