100-летний вокзал в стиле классицизма

   
   

Вокзал «Иркутск-пассажирский» - один из трёх железнодорожных вокзалов города Иркутска. Эта станция - крупный железнодорожный узел ВСЖД РЖД.

На станции Иркутск-пассажирский располагается вагонное пассажирское депо, которое формирует и обслуживает поезда дальнего сообщения, в том числе фирменные поезда Байкал и Баргузин.

Вокзал станции Иркутск-Пассажирский один из старейших вокзалов сибирского региона, сохранивших все архитектурные формы времён создания. Вокзалу более 100 лет. Само здание вокзала было построено в 1897—1898 годах и перестроено в 1906—1907 годах. В 1936 году между двумя разновременными постройками возвели переход, выполненный в том же архитектурном стиле, что и эти здания.

В 1964 году был построен павильон для обслуживания пассажиров пригородных поездов, сооружен пешеходный тоннель, перепланированы помещения, расширена и благоустроена привокзальная площадь. Основная часть строения выполнена на основе типового проекта «Пассажирское здание для станции II класса» с использованием архитектурных форм классицизма. Это высокие арочные окна, оформление главного фасада в виде портика и т. д. Подстройки 1906−1907 годов и 1937 года выполнены также с соблюдением классических традиций: симметрия, статичность, орденное построение.

В 1998 году, к столетию Транссиба, вокзал был полностью реконструирован, в 2004 году реконструировали пригородный павильон.

Сегодня здание вокзала представляет собой комплекс из четырёх разновременных построек общей площадью 7590 кв. м. Здание - памятник федерального значения.

   
   

Первый поезд прибыл на станцию 16 августа 1898 года. Станция электрифицирована в 1965 году. Наконец, была переведена на переменный ток в 1995 году.

С вокзала Иркутск-пассажирский поездами и прицепными вагонами местного формирования и проходящими возможно без пересадок доехать до крупных городов России и других стран.

Вагонное депо формирует поезда сообщением до Усть-Илимска, Тайшета, Москвы, Санкт-Петербурга(см. поезд Байкал), Забайкальска (см. поезд Баргузин), Владивостока. В летнее время: до Анапы, Адлера, Симферополя. Также обслуживает поезда, прибывающие из: Наушек, Волгограда, Северобайкальска, Минска.

Также действуют прицепные вагоны до Берлина, Варшавы, Харькова, Алматы, Абакана, Улан-Батора и Пекина.

При отправлении поездов станции формирования Иркутск из громкоговорителей вокзала проигрывается гимн ВСЖД.

Вокзал является главной точкой «выхода в город» пассажиров, прибывающих пригородными поездами.

При отправлении поездов станции формирования Иркутск из громкоговорителей вокзала проигрывается гимн ВСЖД. На пригородной электричке возможно доехать до городов и поселков Иркутской области.

В июле 2010 года градостроительный совет при губернаторе Иркутской области рассмотрел вопрос создания мультимодального транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала Иркутск-Пассажирский.

К тому же модернизация предполагает комплексное развитие прилегающих городских территорий.

Представители ОАО «Российские железные дороги» выступили на заседании. Они считают, что создание современного транспортно-пересадочного узла объединит схемы движения автомобильного, железнодорожного, речного транспорта. Это поможет минимизировать неудобства для жителей и гостей Иркутска при поездках и пересадках с одного вида транспорта на другой.

По рекомендации градостроительного совета региональное министерство экономического развития, труда, науки и высшей школы и одно из подразделений РЖД , ОАО «Дирекция железнодорожных вокзалов», должны подготовить проект соглашения. Оно коснется создания транспортно-пересадочного узла на станции Иркутск-Пассажирский.

В этом году на выставке крупнейших инвестиционных проектов в иркутском «Сибэкспоцентре» в рамках официальной программы VI БЭФа ОАО «Российские железные дороги» выступило с проектом создания транспортно-логистического комплекса на базе вокзала «Иркутск-Пассажирский». В рамках проекта предполагается провести реконструкцию набережной Ангары около вокзала, соорудить причал, поставить смотровые площадки.

Смотрите также: