Побывав в расположенном недалеко от Осы селе, мы прикоснулись к удивительно цельному, выстроенному и насыщенному миру, который существует параллельно с нами и который появился задолго до нас.
Идём на восток
В Осинском районе живут западные буряты - булагаты. И слово «западный» здесь как никогда, наверное, далеко от своего первоначального значения - ни западной спешки, ни официальной сдержанности. Здесь не важно время, но важен человек.
По пути в Бильчир наши провожатые - директор краеведческого музея Цыренханда БАСОЖАПОВА и руководитель Осинской религиозной организации шаманистов Людмила ЛАВРЕНТЬЕВА просят остановиться у святого места: без такого «благословения» не будет удачи. Параллельно рассказывают о ритуальных столбах с ленточками - коновязях, по-бурятски - «сэргэ». Они ставятся на том месте, где раньше, ещё до появления деревень, жил род, и сигнализируют: у земли есть хозяин. Число таких коновязей равно числу мужчин в доме, - объясняет Цыренханда Жамсарановна. Только по пути в Бильчир мы замечаем четыре таких места и каждому приветственно машем рукой - здесь это так же естественно, как при входе поздороваться с духами дома. На горизонте видны небольшие горы, почти о каждой из них есть легенды - одна, например, появилась после того, как былинный богатырь Гэсэр стряхнул землю с кончика своей стрелы.
Пока мы едем, директор музея рассказывает о здешнем культе коня. Оказывается, только для обозначения слова «лошадь» в бурятском языке есть десятки слов, например, «эрдэни» - оно же обозначает драгоценность, сокровище. Кстати, бурятские мальчишки первое «посвящение в мужчины» - сесть в седло - должны пройти уже в три года, а годовалый жеребец проходит «посвящение в лошади», когда ему впервые стригут гриву. Кстати, бурятский мужчина должен уметь не только скакать на коне, но и работать с деревом и металлом, бороться, охотиться и сплетать из кожаных ремней кнут.
Скрипка-конь
…Морин-хур, саламат и ёхор - самые яркие впечатления от Бильчира. Морин-хур - скрипка-лошадь - едва ли не первое, что мы слышим здесь: нас встречают игрой на этом старинном инструменте со струнами из конского волоса. Смычок морин-хура - такой же волосяной, а гриф украшен деревянной головой скакуна. «Объезжает» непослушную скрипку мастер горлового пения Солбон ЖАМБАЛОВ - артистичный рослый мужчина. Руководитель местного дома культуры когда-то играл в улан-удэнской рок-группе, а сейчас мечтает создать в Бильчире этнорок-группу… для детей.
Фото: Инны ПАЛЬШИНОЙ |
- Несколько лет назад я начал собирать фольклор. С диктофоном обходил бильчирских бабушек, как Шурик в «Кавказской пленнице»: записывал песни, тосты, - смеётся музыкант. Буквально за год ему удалось создать в деревне народный ансамбль «Стремление к совершенству», который начал занимать первые места на районных конкурсах, а вскоре стал лучшим на областном празднике Сурхарбан. Одним из лучших на прошлом фестивале стал и местный детский ансамбль. Для деревни, где живёт две тысячи человек, а в школе учится чуть больше двухсот детей, Бильчир оказался удивительно поющим и танцующим местечком.
Солбон Цыдыпович рассказывает, чем фольклор осинских бурят - булагатов - отличается от песен соседних эхиритов - ещё одной бурятской ветви, живущей в нашей области.
- Здешние песни спокойные, размеренные и плавные, а песни эхиритов - более резкие и воинственные, напоминающие боевой клич. У нас, булагатов, больше монгольских кровей, у эхиритов же больше тюркских, - объясняет наш собеседник, - по его словам, две ветви различаются даже по звучанию имён.
…Нас поразила поистине восточная роскошь костюмов: шёлк, золотое шитьё, соболя. (поговаривают, даже детский костюм - не дешевле пяти тысяч рублей, но на памяти здесь не экономят). Всё это слилось в одно красно-зелёно-золотое кольцо, когда дети, подростки и взрослые, смеясь, закружились в бурятском хороводе-ёхоре. Ёхор движется только по солнцу - так же, как часовая стрелка, а трансформировался этот танец из «репетиции охоты», когда команда училась загонять зверя. В песнях, которые исполняются хороводом, причудливо переплелись культуры и эпохи: бильчирцы, например, кружились под «Золотые ворота», написанные после появления в Иркутске Амурских ворот. А в тридцатые годы в этих краях был популярен ёхор «Колесуха», воспевающий… трактор.
Дома-путешественники
В Бильчире мы встретились с парадоксом: в прошлом году здесь отмечали полувековой юбилей, но многим домам здесь больше сотни лет. Например, старому зданию школы с заколоченными окнами перевалило за век, это самая старая школа Осинского района. Такое чудо объясняется просто: история деревни делится на новую и старую. Первый, ранний Бильчир (название переводится как «место у слияния двух рек») был основан не то в середине, не то в конце семнадцатого (!) века. Директор местной школы Валентина ХАРТАНОВА объясняет: из-за того, что племена вели кочевой образ жизни, сложно установить точную дату, когда они пришли к оседлости. Уже в двадцатом веке, при постройке Братской ГЭС двадцать одна деревня в Осинском районе попала в зону затопления. В их числе оказался и старый Бильчир.
Из мест, оказавшихся на дне моря, переехало большинство построек, в том числе и столетний дом Матвея Хангалова - одного из самых знаменитых исследователей бурятского народа. К нему, учителю бильчирской школы, съезжались делегации учёных со всей дореволюционной России и из-за рубежа.
Фото: Инны ПАЛЬШИНОЙ |
- Это объясняется тем, что сам Матвей Николаевич носил православный крест - он осмеливался делать то, на что у здешних жителей было строжайшее табу, - рассказали в музее. - Будучи представителем другой веры, он безбоязненно собирал культовые предметы и стал автором одного из самых полных трудов, посвящённых бурятским шаманам.
Сейчас большинство его работ находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. А в сибирскую глубинку даже спустя 94 года после смерти исследователя отовсюду продолжают тянуться исследователи, чтобы прикоснуться к старине и пообщаться со здешними духами. Им интересно побывать в тех местах, где и в третьем тысячелетии верят, что после смерти тела человек продолжает оставаться здесь - на земле предков.
Ну и ну!
Бильчир считается местом гадалок, шаманов и ясновидящих - на одну деревню потомственных «волшебников» такого рода приходится сразу семь. Мы побывали в гостях у Марии Приказчиковой - гадалке на картах. Спокойная, интеллигентная женщина с православным крестиком на шее рассказывает, что и по материнской, и по отцовской линии в её роду были шаманы и ясновидящие. Поговаривают, что к гадалке приходят советоваться даже местные политики. Что, в принципе, неудивительно: коренная вера в здешних местах - шаманизм.
Кстати:
Из Бильчирской школы выпустилось сразу пять человек, ставших ректорами разных институтов: Матвей Амагаев (Ленинградский институт востоковедения), Василий Филиппов (Бурятский сельскохозяйственный институт), Александр Никоров (Бурятский государственный институт), Александр Долгополов (Иркутская государственная сельхозакадемия), Степан Калмыков (Бурятский госуниверситет).
Смотрите также:
- Какую самую известную «иркутскую» песню написала Александра Пахмутова? →
- Впервые в Иркутске выступит легендарный поэт Андрей Дементьев →
- В День города с музыкой: 7 лучших песен об Иркутске →