Культура должна быть во всём, в том числе и в тайге

Фото предоставлено Николаем Терещенко

К таким людям относится Николай ТЕРЕЩЕНКО - охотовед-биолог, путешественник-экстремал, один из пионеров предпринимательской деятельности в Тулунском районе.

   
   

- Вся моя жизнь связана с тайгой, - говорит Николай Терещенко. - Я родился в посёлке Ишидей Тулунского района. Можно сказать, на краю цивилизации. Дальше на юг - необжитые таёжные просторы и горы Восточного Саяна.

Принципы жизни

Одно из сильных воспоминаний детства, когда в сезон заготовок кедровых орехов мужики уходили в лес - все до одного, как на войну. И я вместе с ними - с шестого класса помогал отцу: он бил шишку, а мы со старшим братом только-только успевали собирать. Тяжелейший труд. Но были счастливы, росли сильными пацанами.

Фото предоставлено Николаем Терещенко

После окончания ишидейской восьмилетки встал вопрос, где продолжать обучение. Я не представлял себя без тайги, поэтому хотел учиться профессии, связанной с лесом. Поступил в Иркутский заготовительный техникум. И специальность оказалась как раз для меня - охотовед-зверовод.

Этот выбор и определил дальнейшую судьбу Николая Терещенко. Получив диплом охотоведа, он приехал в Тулунский коопзверпромхоз, где до призыва в армию отработал сезон штатным охотником. После срочной службы трудился заведующим Тэминским участком Братского коопзверпромхоза, а затем и охотоведом Братского общества охотников и рыболовов. Но не хватало парню на равнине студёных горных ручьёв и крутых перевалов, среди которых прошло его детство, поэтому вскоре вернулся к родным местам. Природная закалка, таёжный характер и любовь к своему делу позволили ему состояться как профессионалу - он заслужил звание «Лучший охотовед Иркутской области», организовал комплексный заказник в Тулунском районе.

- Люблю свой край, горы, тайгу, диких животных, реки и озёра, - продолжает Николай Васильевич. - Ни за что не нарушу правил охоты. Я так считаю: возьми сколько можно и когда можно, а не тогда, когда зверь беззащитный. Работая охотоведом, браконьеров преследовал нещадно. Как-то заведующего участком поймал: он в настовый период двух лосей добыл. Дали ему три года. Потом ещё один начальник на браконьерстве попался. Его сняли с работы. За это мне столько нервов попортили…

Мой принцип по жизни: сейте разумное, доброе, вечное. И мой отец, Царство ему небесное, говорил: «Не бери ничего и не бойся никого». Я твёрдо усвоил эти принципы. Никогда не залазил в чужой карман - ни в частный, ни в государственный. Меня сложно было в чём-то уличить, но всё равно уволили. Незаконно. В поисках справедливости до Москвы дошёл, вмешалась прокуратура, а после того как меня восстановили в должности, сам уволился.

   
   

Директор треста коопзверпромхозов Иркутской области Пётр Власов - величайший человек, сильный руководитель - предлагал мне идти директором в разные хозяйства области на выбор, но я отказался, потому что родители мои в Ишидее жили - не мог уехать, им помогать надо.

Пионер бизнеса

Фото предоставлено Николаем Терещенко

Принципиальные люди всегда на примете. Председатель Тулунского горисполкома Виктор Шелепинь предложил бывшему районному охотоведу организовать и возглавить лесной кооператив. Так, ровно 25 лет назад - 31 октября 1987 года - открылась новая страница в жизни Николая Терещенко. Его предприятие занималось сбором лесных отходов. Первоначальные опасения - что за кооперация такая? - вскоре сменились всеобщим повышенным интересом. Работяги в очередь становились к Терещенко, платившему очень приличную зарплату: водители получали до 2,5 тыс. рублей в месяц.

- Однажды меня пригласили на бюро райкома партии, где решили «пропесочить». Первый секретарь райкома возмущался, что у него зарплата всего 500 рублей, тогда как у Терещенко секретарь-машинистка 550 рублей получает... Так она и работала больше иного партийного секретаря! Мой хороший товарищ, герой Социалистического труда Николай Романкевич хлопал меня по плечу: «Да не переживай! Ты же беспартийный! Никак они тебе не смогут помешать развиваться».

Так власть давала о себе знать, но это всё детские шалости по сравнению с тем, что творится сейчас. До середины 90-х годов коррупции не было вообще - не знаю, как в крупных городах, но в Тулуне ситуация обстояла именно так. Сегодня же чиновники смотрят на предпринимателей, как на свой источник существования. Иногда хочется оставить всё, уйти, но на кого брошу людей, с которыми работаю?

Предпринимателей, особенно тех, кто занимается производством, надо беречь. У них собраны люди труда. Есть такие сварщики: они варят, как расписываются - одним взмахом руки. Вместе с предпринимателями страна теряет не только налоги, но и высококвалифицированных специалистов. Это беспощадное браконьерство в отношении слесарей, плотников, токарей и представителей других рабочих профессий, я уже не говорю об инженерно-технических кадрах.

Хамить природе нельзя!

Интересно
Николай Терещенко - член Русского географического общества. Организатор клуба экстремальных путешественников. Со своими единомышленниками избороздил на снегоходах, катамаранах, лошадях и оленях Восточный Саян. В своих путешествиях побывал во многих странах мира, и поэтому с уверенностью говорит: «Красивее сибирской природы, ничего на свете нет!»

Предпринимательская деятельность Николая Терещенко в первую очередь связана с производством. Он занимается заготовкой и глубокой переработкой леса. Идёт дальше широко распространённой технологии «спилил - продал». Выпускает готовый для магазина товар, причём отбирает для своих изделий лучшую древесину. Заготавливает и перерабатывает чёрный металл. Арендует охотничьи угодья, примыкающие к Ишидею. Развивает охотничье хозяйство, внедряя принципы охоты на воспроизводственных началах. Сеет для диких животных зерновые культуры. Оберегает эту землю, как родной дом.

Фото предоставлено Николаем Терещенко

- Вести себя на природе надо, как в лучшем светском обществе. Хамить здесь нельзя. Этого я не приемлю. Порой удивляюсь людскому бездушию - сколько можно уничтожать! Охотиться надо без ущерба для воспроизводства. Едет судья браконьерствовать - ружьё в салоне машины видно, его останавливают, а он ещё и возмущается: «Не имеешь права останавливать! В суде будешь со мной разговаривать!». Такие вот у нас государственные служащие. Очень многим, особенно чиновникам, нужно прививать культуру охоты. Культура должна быть во всём, в том числе и в тайге.

От наблюдения за дикими животными получаешь даже большее удовольствие, чем от охоты. Любуюсь тайгой - налюбоваться не могу. Как же красива наша Родина! Богатейшая страна в мире по природным запасам, а живём как нищие. Обидно за державу. Но уверен: выстоим против произвола. Своим итээровцам всегда говорю: нас, россиян, не победят ни внутренние враги, ни внешние, пока мы работаем хорошо.

Смотрите также: