Куда уходит бизнес? Малых предпринимателей «давят» кризис и высокие налоги

Коллаж Андрея Дорофеева

В день предпринимательства, который празднуют в России 26 мая, в адрес бизнесменов летят тысячи слов поздравлений и благодарностей за то, что они «держат на своих плечах экономику». Хотя сами предприниматели признаются, что в нынешних кризисных реалиях им скорее приходится «отбиваться» от стремительно падающей экономики,  которая тянет их за собой вниз.    
   

«Лучше закроюсь»

Иркутянин Егор - владелец предприятия по поставке инженерного оборудования, которое покупают как маленькие строительные фирмы, так и крупные застройщики, говорит, что почувствовал кризис в январе:

«Тогда строительство в городе практически остановилось, потому что ни у кого денег не было. И только сейчас, пару недель назад, рынок стал потихоньку оживать: упал процент по ипотеке, и люди снова стали покупать жильё».

Но, по словам предпринимателя, это вовсе не означает, что кризис кончился. Он констатирует: «передышка» - временная, дальше будет только хуже - застой в экономике продлится весь этот год и «зацепит» часть следующего. Правда, «выживать» всеми силами в трудные времена предприниматель не намерен.

Дмитрий, владелец сети кофеен формата «кофе с собой»:
- Кризис коснулся многих сфер бизнеса, а мой «подкосил» в первую очередь. Ведь кофе - это не продукт первой необходимости, его покупают, чтобы «побаловать» себя. Когда началась общая паника из-за курса доллара, люди стали «сливать» капитал на то, что давно хотели купить, но откладывали: новый холодильник, телевизор, машину. И на всякие маленькие радости денег не осталось. Выручка у нас упала сразу на 50% в неделю, сначала думал - пройдёт, но становилось только хуже. Хотя сейчас всё помаленьку приходит на свои места.

«Я лучше закроюсь, - признаётся он. - Некоторые мои клиенты, небольшие компании, где работают 5-7 человек, уже перестали работать. Кто-то из них совсем уходит из бизнеса, а кто-то ищет другие варианты, например импортозамещение, которое сейчас считается наиболее выгодным, потому что его якобы поддерживает правительство».

Пессимистические настроения коллеги разделяет бизнесмен Денис.

«Тяжело справляемся, - вздыхает молодой человек. - У нас с партнёрами есть магазин, продаём мелкий товар и продукты, но сейчас пытаемся уйти из торговли в общепит - год назад открыли два небольших кафе. Держать маленький магазин сегодня невыгодно: во-первых, люди стали экономить на покупках, во-вторых, крупные супермаркеты «отвоёвывают территории» - усиленно «выдавливают» с рынка мелких игроков. Мне кажется, сейчас всё специально делается для того, чтобы мелкий бизнес уходил - вплоть до законов: вот, например, с лета зачем-то собираются ограничить торговлю на первых этажах жилых домов».

   
   

Кафе, по словам бизнесмена, дело более выгодное.

«Все как ели, так и едят, - продолжает он. - Но мы занимаемся только питанием - не развлекаем, поэтому пока сильно от кризиса не пострадали. Даже немного выиграли: если раньше у нас была большая текучка персонала, то теперь её совсем нет - все держатся за работу».

Вектор выживания

О том, что многие «сворачивают» свой бизнес, красноречиво говорят вывески «Сдаётся в аренду» на дверях бывших магазинчиков, парикмахерских и кафе. Однако прошлогодние данные Иркутскстата говорят о 24,8 тысячи малых предприятиях, работающих в регионе, а нынешние - о 28,6 тысячи. Это означает, что «свернувшихся» ещё никто не считал.

Алексей Москаленко

«То, что сегодня количество фирм сокращается, - однозначно, - констатирует уполномоченный по защите прав предпринимателей Приангарья Алексей Москаленко. - Но чёткой статистики - насколько, пока никто не даст. Нужно учитывать ещё и то, что некоторые бизнесмены не могут бросить работу: им надо себя кормить. Они просто уходят в тень. Как рассказал наш федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов, порядка 17-18 миллионов малых и средних предпринимателей РФ работают в теневом секторе - приблизительно 50% всего бизнеса. Это огромная цифра!»

По словам Алексея Москаленко, многие бизнесмены попали в такие тяжёлые экономические условия впервые - даже прошлый кризис 2008-2009 годов оказался не таким страшным, как нынешний.

«Доступность кредитных ресурсов, административное давление, курс валюты - эти факторы сегодня сошлись в один вектор и ставят предпринимателей на грань выживания, - объясняет региональный бизнес-омбудсмен. - При этом той поддержки, которую оказывает сегодня бизнесменам государство, явно недостаточно: мы просто хотим заткнуть какие-то дыры, предоставить временные льготы, что-то выдумываем. А на деле нужны кардинальные меры, такие как снижение налогов. Нужно понимать, что средний и малый бизнес несёт на себе социальную нагрузку, а не фискальную. Так, в структуре областных доходов Приангарья среднее и малое предпринимательство занимает 11%, но в то же время на этих предприятиях работает около 25% населения области. И сейчас главная задача - сохранить рабочие места, потому что государство, с одной стороны, ничего не может дать взамен, а с другой - создаёт невыносимые условия излишней регуляторикой. Сегодня люди не занимаются бизнесом, а выживают - это у них образ жизни такой».

Налоговая непредсказуемость

Предприниматели не могут смотреть в будущее с оптимизмом не только из-за кризиса и проверок. Самый главный фактор, который мешает им жить, - это налоговая непредсказуемость, уверен руководитель общественной организации предпринимателей Иркутской области Ильдус Галяутдинов.

« У нас предсказуемость только в угнетении, - разводит он руками. - И мировая практика, и наш президент говорят по десять раз на дню: «Ребята, в кризисной ситуации надо поддерживать малое и среднее предпринимательство. Или хотя бы не ухудшать ту ситуацию, в которой мы все оказались». Но Иркутская область сейчас делает всё с точностью «до наоборот». Дело в том, что в ноябре президент призвал не увеличивать налоговое бремя для малого бизнеса, а у нас сейчас разрабатывают проект закона, который всех наших предпринимателей с 1 января следующего года «обложит» дополнительным налогом на недвижимость по кадастровой стоимости».

Этот закон в Приангарье собирались принять ещё в 2014 году, как реакцию на федеральный. Но не успели. Сейчас проект регионального документа предлагает ввести максимальные ставки от 1,5% стоимости кадастровой оценки в 2016 году до 2% - в 2018.

«Но это же издевательство получается! - комментирует Ильдус Ильясович. - Этот процент выльется в миллионные отчисления для тех бизнесменов, которые приближаются к средним, и до десятков тысяч - у микропредприятий, у кого есть  50-100 «квадратов», которые и так еле-еле концы с концами сводят. Недвижимость - это тот элемент бизнеса, который не спрячешь и в кармане не унесёшь. Поэтому, если выручка у бизнесмена не увеличивается, а уменьшается, то он будет выходить из ситуации, либо сокращая расходы на собственную жизнь (и хорошо, если он имел яхту или футбольный клуб, «отщипнул» немного - не помрёт), либо «урезая» расходы на сам бизнес. А здесь самый простой способ - наёмных работников сократить. Другого варианта нет».

По словам главы объединения предпринимателей, бизнес от кризиса сейчас оглушён, но приспосабливается - «живёт и теплится», а вот свежей крови в ближайшее время не предвидится: даже если молодые люди и задумывались об открытии своего дела, то испугались и решили отложить это «на потом».

Комментарий:

Константин Шаврин

Константин Шаврин, президент Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири:

«Сегодняшний кризис «встряхнул» и сам бизнес, и государство. В этот непростой период госструктуры стали активнее воспринимать сигналы о проблемах, которые мешают бизнесу активно развиваться.

Так, первое чтение прошёл закон о налоговых каникулах для начинающих предприятий. Это очень важно, потому что 80% новых компаний очень быстро заканчивают своё существование из-за нестабильности налогов и тарифов.К тому же, у нас пока нет таких резких «скачков» налогов и тарифов, как раньше, когда, к примеру, налог на землю подскакивал сразу в 10 раз. Или бензин, который всегда резко дорожал весной - перед началом посевной кампании. В этот раз таких перепадов нет - например, цены на топливо остались такими же, как были.

Непросто было в конце прошлого года и в начале нынешнего, а сейчас всё потихоньку «устаканивается»: курсы валют и цены на нефть стабилизируются. На мой взгляд, если курс доллара будет стабильным и дальше, экономика начнёт расти уже осенью».