«Не бойтесь китайских инвестиций». Финансовый эксперт о развитии Приангарья

Транзитный центр в Иркутске вполне годится для вложения финансов. © / Аэропорт Иркутск

Актуальные экономические вопросы, волнующие многих жителей Приангарья и ответы на них можно было услышать на встрече журналистов ведущих региональных изданий с директором по исследованиям и аналитике ПАО «Промсвязьбанк» Николаем Кащеевым. Корреспондент «АиФ в ВС» собрал самые интересные комментарии спикера.

   
   

Не лучше и не хуже других

- Есть ли у Приангарья перспективы для экономического роста?

Николай Кащеев:  Если говорить в общем, то инвестиционные рейтинги, которые придают отдельным регионам и хозяйствующим субъектам, никогда не превышают национальные. Не бывает такого, чтобы регион, каким бы замечательным он ни был, вырвался вперёд и обогнал страну или Москву.

В регионах очень многое зависит от фигуры главы региона, у которого всегда сложные задачи - выстроить отношения с центром и при этом давать стимул развитию внутри субъекта. Этот персональный фактор играет очень серьёзную роль. Понятно, что отдельных договорённостей, как в случае с Татарстаном, Иркутской области сложно добиться. Но сильная сторона экономики практически каждого региона - это в первую очередь экспортёры. А во вторую - способность привлечь инвестиции.

Иркутск, по беглому впечатлению, не лучше и не хуже других городов. Есть города, которые выделяются сразу, типа Казани, и есть города, которые выделяются в худшую сторону. В целом годы нефтяного изобилия так или иначе повлияли на все российские города, начиная от малых, типа какого-нибудь Касимова на Волге, и кончая миллионниками. У нас по всей России произошла очень важная вещь - накопление некоего первоначального капитала. Не такое колоссальное, как в Арабских Эмиратах или Кувейте, где населения гораздо меньше, но оно ощущается. Я думаю, что большое количество людей, хотя и меньше, чем хотелось бы, желают заниматься бизнесом и как-то этот капитал наращивать. Надо дать им такую возможность, и тогда с Иркутском всё будет в порядке.

В отличие от Дальнего Востока, который в силу депопуляции (уменьшения общей численности населения в результате превышения смертности над рождаемостью. - Прим. ред.) и серьёзных экономических проблем вообще стал стремительно отрываться от остальной России, у Иркутской области есть предприятия экономики, которые позволяют ей хорошо держаться. И проблема депопуляции здесь стоит не так остро.

   
   

Инопланетяне не прилетят

- В какие сферы может привлечь инвестиции Иркутская область?

- После 2014 года регионам стало значительно сложнее привлекать инвестиции, чем раньше. И это очень досадно, потому что дешёвых денег на мировых рынках полно и они ищут, куда бы вложиться. Сейчас, к сожалению, кто успел, тот и съел. Калужская область успела, Татарстан успел. Понятно, что Калужская область находится в районе самого плотного спроса в России, а Иркутская область немного в другом месте. Значит, вам надо искать нетрадиционные источники инвестиций. На это нужно тратить деньги: чтобы разъезжали умные, говорящие на разных языках люди, общались активно, искали лоббистов.

Что может привлечь деньги в Иркутскую область? Во-первых, туризм. Только давайте обнесём Байкал забором, чтобы туристы мусор не кидали. Во-вторых, создание транзитного центра. Инвестиции можно привлечь куда угодно: если есть достаточный конечный спрос на продукт - инвестор обязательно найдётся. Конечно, Иркутской области нужны китайские инвестиции, это же не наркокартель, в конце концов. Просто, если они хитрые - давайте будем ещё хитрее. Если есть возможность хоть какие-то финансы сюда заполучить, надо это делать. Инопланетяне к вам не прилетят.

Роботизация для нас не проблема

- Сейчас идёт активная автоматизация производственных процессов. Говорят, что это приведёт к тому, что 80% населения в скором будущем останется без работы?

- Для нас это очень далёкая проблема. В России в целом, и в вашем регионе частности, сейчас, наоборот, существует проблема с квалифицированной рабочей силой, а то и с неквалифицированной. Кроме этого, в мире тормозится рост населения и оно стареет - соответственно, претендентов на рабочие места становится меньше. С другой стороны, вопрос, что произойдёт быстрее: роботизация или процесс убытия рабочей силы?

Несмотря на всю автоматизацию и роботизацию, крупнейшей проблемой сегодняшнего дня для экономического роста считается такое неожиданное явление, как снижение роста производительности труда более чем вдвое против темпов предыдущего десятилетия. Задаются вопросы, что происходит, выдвигаются интересные версии. Я приведу две. Одна из них - демографическая. Руководители корпораций, топ-менеджеры, особенно на Западе, слишком стары, чтобы принимать инновации. А вторая - это то, что очень много инноваций относятся к непроизводственной сфере. Скажем, к инновациям относится множество приложений для мобильных телефонов, которые включают в себя всё что угодно, но не программы управления станками. Вот такая проблема существует, и роботизацией она пока не решена.

В любом случае в Сибири нужно улучшать качество человеческого капитала, и делать это быстрее, чем наращивать робототехнику. Потому что Москва очень сильно высасывает кадры из регионов.

Географическое расположение не должно быть главным

- Что нужно сделать, чтобы улучшить качество нашего высшего образования?

- Сейчас мы наблюдаем серьёзное падение качества образования и серьёзный отраслевой перекос: выпускаются кадры для перенасыщенных рынков, а не те, что реально востребованы. Наверное, всё изменится со временем, но пока реакция происходит очень медленно - обратная связь внутри общества пока работает плохо. Массовое увлечение юристами и экономистами у нас происходит, в том числе, из-за плохой информированности, что же на самом деле происходит в стране. Например, американская статистика очень развита, там можно заранее узнать, в какой области специалисту светит очень немногое, так как очень высокая конкуренция, а в какой он быстрее найдёт себе применение.

Нам нужна гибкость образования - то есть возможность студенту набирать себе предметы из разных областей, вплоть до того, чтобы одновременно изучать историю искусств и астрофизику, если есть желание.

И самое главное - это система стимулов. Если в обществе существует чёткий запрос на качественных специалистов в определённой области и эти специалисты будут востребованы, а их труд престижен - обязательно найдутся люди, готовые учиться, будь это хоть скотоводство. В Швейцарии пасут коров выходцы из Португалии. Их доход составляет порядка 5 тысяч швейцарских франков в месяц. Это хорошая престижная работа. Никто не тычет в них пальцем: «Ты скотовод, о чём с тобой разговаривать?»

Кроме того, нельзя, чтобы все качественные учебные заведения были сосредоточены в Москве и существовало мнение, что если вы учитесь, условно говоря, в Иркутске - это заведомо второй сорт. Рейтинги университетов не должны зависеть от их географического расположения.

Не дёргайтесь!

- Куда сейчас лучше всего вкладывать деньги бизнесменам и физлицам? Какие кредиты стоит брать?

- За кредитами надо идти, когда вы это можете себе позволить. Если вам предлагают кредит под 150% годовых до зарплаты, я бы не советовал за ним идти, равно, как и бизнесменам идти за кредитом под 80% годовых под залог жизни генерального директора и его семьи. Это не очень хорошая идея. Я знаю, что по настроениям бизнес готов к инвестициям в расширение, но надо удостовериться, что рубль не девальвируется, а ставка снижается.

Бизнесмен более разумен, чем «физик», который всегда реактивен: что-то произошло с рублём - он дёрнулся. На следующий день или через неделю что-то произошло с долларом - опять дёрнулся. Честно говоря, лучше бы он вообще не дёргался. Очень малому числу «физиков» удаётся переиграть эту динамичную ситуацию, большинство теряет так или иначе. Очень многие люди купили доллар по 70 руб. или ещё дороже. Сейчас они дождутся, что продадут его по 55 руб. или ниже.

И категорически не надо вкладывать деньги в недвижимость. Забудьте об этом. Она всегда плохо «обналичивалась».

Смотрите также: