Примерное время чтения: 8 минут
100

Какие «фишки» спасут экономику?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. «АиФ в Восточной Сибири» 27/07/2011

На этой неделе в посёлке Большое Голоустное завершил свою работу первый международный форум «Инженеры будущего - 2011», собравший около полутора тысяч молодых промышленников и студентов технических вузов со всей России и из-за рубежа. Концентрация представителей рабочих профессий буквально зашкаливала. Увы, лишь на этой тематической площадке, в целом же по нашей стране технарей - кот наплакал.

Да и строить-красить-штукатурить, по сути, некому. Почему специальности, в которых так нуждается общество, совершенно не прельщают нынешнюю молодёжь, предпочитающую стройплощадкам офисные кабинеты? Неужели тяжёлый физический труд не страшит одних лишь гастарбайтеров? С этими вопросами мы обратились к доктору исторических наук, профессору ИГУ Виктору Дятлову, основным объектом научных исследований которого являются проблемы трудовой миграции.

На развилке

О перекосах отечественного рынка труда в последнее время не говорит только ленивый. Да, наплодили юристов-экономистов, причём некачественных, а кто будет заниматься реальным делом? Так что всем срочно - в инженеры, машинисты и сварщики.

Между тем, уверен Виктор Иннокентьевич, на выбор той или иной профессии влияет множество факторов:

- Абитуриенты стремятся туда, где видят хоть малейшую возможность жизненного успеха. Жизнь у нас одна, поэтому каждый человек стремится сделать её комфортной, красивой и насыщенной, достичь карьерных высот. Что же в этом плохого? Просто сегодняшние критерии успеха - это власть и благосостояние. И сколько бы молодого человека ни убеждали стать «простым работягой», пусть к этому даже сам президент России призывает с экрана телевизора, он первым делом начнёт прикидывать, сколько сможет зарабатывать в будущем и какие горизонты откроет ему полученная профессия. Нынешняя экономика - распределительная, поэтому преимущества получают те, кто находится ближе всех к власти и переделу денежных потоков. А это как раз юристы или менеджеры. Подобных шансов у инженеров, если честно, я не вижу. Вообще я бы не стал априорно говорить о том, куда надо идти, а куда - нет. Всё зависит от того, какую стратегию развития выберет наше общество.

«АиФ в ВС»: - Есть несколько вариантов?

Виктор Дятлов: - Мы в очередной раз стоим на развилке. И пути у нас два. Один из них - окончательно превратиться в общество рантье (в котором люди живут на проценты с отдаваемого в ссуду капитала или на доходы от ценных бумаг. - Авт.), где есть сверхбогатая элита, гастарбайтеры на нефтяных приисках, а всем остальным - по куску, чтоб не возмущались. Здесь же - псевдоуниверситеты, где за небольшие деньги дети будут получать «мелкое» образование, а затем выбирать такие профессии, которые позволят приобщиться к власти или распределению ресурсов. Другой вариант - это новая индустриализация. Иными словами, радикальная перестройка как экономики, так и общества. Бессмысленно настаивать на том, что Россия способна специализироваться на производстве качественных компьютеров, телевизоров или хлопчатобумажных тканей. В сферах, где требуется массовый труд, мы не конкуренты. Зато у нас свои «фишки» - то, что осталось от советского прошлого. Например, определённый интеллектуальный запас. Теоретически есть шанс занять своё место в новой экономике, правда, мы его очень быстро теряем.

«АиФ в ВС»:- А Иркутская область, на ваш взгляд, сможет встроиться в модель новой экономики?

В.Д.: - Думаю, да. Иркутск - город неиндустриальный, сохранивший дух дореволюционной эпохи. Торговля, власть, обслуживание, - вот три кита, на которых стоял и стоит областной центр. Даже в советские времена, когда индустриализация была настоящим фетишем, все предприятия выносились за пределы столицы Восточной Сибири - в Братск, Ангарск, Шелехов, Усолье. Нашими самыми серьёзными ресурсами остаются наука и образование. Одних только студентов около 100 тыс. человек при населении в 560 тысяч. Они, как никто другой, потенциально склонны к инновациям, новизне, переменам, поиску, интеллектуальным прорывам. А ведь именно на этом сегодня строится экономика. Конечно, необходимо реформировать и сами университеты, и систему преподавания, сложившуюся ещё в конце XIX века. Только бы нынешняя реформа образования не привела к полному уничтожению последнего. А что касается достоинств города, то их нужно постоянно поддерживать. Пока они зачастую бездарно растрачиваются, поэтому Иркутск находится в некоем застое. Но не в тупике.

Когда начинает искрить

Особую роль в развитии экономики и рынка труда Приангарья, как и страны в целом, играют трудовые мигранты. Обойтись без них, по глубокому убеждению Виктора Дятлова, мы уже не в силах. Если, к примеру, сейчас из иркутского строительного бизнеса исчезнут все китайцы, тот моментально рухнет.

«АиФ в ВС»:- В чём же причины такой острой зависимости от иностранных рабочих рук?

В.Д.: - Демографический спад и старение населения в сочетании с огромной территорией, появлением у граждан новых потребностей и ростом рынка услуг обусловили потребность в дополнительной рабочей силе. А в эпоху рыночной экономики люди всегда едут туда, где есть платёжеспособный спрос на их труд. Пока мы нуждаемся в основном в специалистах низкой квалификации, но в скором времени нам понадобятся уже высококлассные рабочие, специалисты. К примеру, в США, странах Западной Европы врачами, инженерами, учёными, служащими всё чаще становятся иностранцы.

«АиФ в ВС»: - А какова оборотная сторона медали? Не случится ли так, что зарубежные гости потеснят россиян?

В.Д.: - Любые приобретения всегда сопровождаются рисками. Существует масса проблем, связанных с самим процессом трудовой миграции: нелегалы, коррупция. Их решение зависит в основном от эффективности нашего государства, которому, увы, такие масштабные задачи не по плечу. Поэтому единственным инструментом миграционной политики выступает силовая имитация, вроде облав на рынках. Но куда более сложными являются проблемы культурной адаптации приезжих - с ними мы «в полный рост» столкнёмся лет через 15-20: там, где сталкиваются люди с разными системами ценностей, всегда начинает искрить.

Если говорить о мигрантах, приезжающих подзаработать в Иркутскую область, а это в основном выходцы из Китая и Центральной Азии, то уровень их адаптации напрямую зависит от мотивации. Допустим, привезли китайцев на стройку, где они по 12 часов в сутки пашут и живут там же, с бригадиром только по-китайски общаются, зачем им русский язык? Зато на «Шанхайке» вы не найдёте ни одного продавца китайского происхождения, который бы не смог вас по-русски уговорить сделать покупку. Между тем мы воспринимаем Китай исключительно как дешёвые товары и доступный отдых. А ведь это цивилизация, насчитывающая более трёх тысяч лет, это гигантский пласт культуры. Я был бы рад, если бы в Иркутске было, скажем, побольше настоящих китайских ресторанов, центров традиционной медицины, появился бы китайский театр.

«АиФ в ВС»: - Пока к работягам из стран ближнего зарубежья в нашем регионе относятся, мягко говоря, не с восторгом. Но в то же время ни один уважающий себя иркутянин, особенно с дипломом о высшем образовании, мести полы ни за что не пойдёт - лучше будет гордо лежать дома на диване…

В.Д.: - Действительно, мы привыкли оценивать ту или иную работу не только по количеству денег, которые она нам принесёт, но и по статусу. В этом наше отличие, скажем, от прагматичных американцев. Многие также стараются избегать чрезмерной ответственности в виде принятия управленческих решений, поэтому намеренно подыскивают спокойное офисное местечко, где с них не будут много требовать. В общем, одни при любых обстоятельствах будут пытаться добиться трудовых успехов, другие - ни при каких не пойдут работать, а третьи - доверятся течению жизни. И я бы не стал никого осуждать за это. Люди разные, у каждого своя жизнь. И чем богаче общество разными типами людей, тем оно сильнее. Главное, что у каждого есть выбор. Предопределённость, вроде той, что коммунизм, хоть ты убейся, неминуемо наступит, нам сегодня не грозит.

Досье:

Виктор Дятлов родился в 1949 году в селе Голуметь Иркутской области. Окончил исторический факультет ИГУ и аспирантуру в Институте стран Азии и Африки при МГУ. Ныне - профессор кафедры мировой истории и международных отношений госуниверситета, директор Исследовательского центра «Внутренняя Азия», заместитель главного редактора независимого научного журнала «Диаспоры» (Москва). Автор более 180 научных публикаций на русском, английском, японском и арабском языках.  

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах