В этом уверен преподаватель областной станции юных техников Виталий Седякин, который вот уже 25 лет занимается с иркутскими подростками техническим творчеством.
Чего только ни изобретают юные Кулибины под руководством бывшего инженера-машиностроителя! Это и насос, который качает воду с любой глубины (а для обычного насоса 8-9 метров - уже предел), используя при этом не только электроэнергию, но и массу животных, энергию ветра и воды. Это и печь, работающая на любом топливе, как говорится, «без шума и гари», получившая название «Три полена» за умение аккумулировать тепло. Среди изобретений есть культиватор, грузоподъёмник, сверлильный станок… Но самое главное достижение смекалистых воспитанников Седякина - малогабаритные универсальные тракторы и вездеходы, которые можно использовать и в сельском хозяйстве, и на строительстве, и на лесозаготовках.
Патент - пустая трата денег
Эта техника «на все случаи жизни» получила признание не только на городских и областных выставках детского творчества. В рамках научно-социальной программы для учащейся молодёжи «Шаг в будущее», которая реализуется Московским государственным техническим университетом им. Баумана с 1991 года, ученики Виталия Никандровича Александр Стось, Александр Захаров и Владимир Дмитриев «доехали» на ней аж до самой Москвы. Более того, Захаров и Дмитриев, как победители, были без экзаменов зачислены в МГТУ.
- В 2004 Владимиру Волостникову, который представлял на Российской молодёжной научной и инженерной выставке проект, чертежи и видеофильм об очередном малогабаритном универсальном тракторе, присвоили степень «члена-корреспондента» Российского молодёжного политехнического общества, - рассказывает Виталий Седякин, и для наглядности показывает грамоты и дипломы, привезённые из столицы. - Парень был включён в состав участников Национального соревнования молодых учёных Европейского Союза, и должен был ехать в Дрезден, но денег на поездку не нашлось. Мы и в Москву-то ездили за свой счёт, у меня годовая зарплата тогда «улетела». Но это неважно, главное, что мы победили.
- А кто-нибудь из производственников заинтересовался вашим «детищем»? - интересуюсь у Седякина. - Ведь для любого изобретателя важно, чтобы его работу не только оценили, но ещё и внедрили, причём лучше всего - в массовое производство.
- Обращался я насчёт того, чтобы оформить документы на изобретение - в наших тракторах много эксклюзивных узлов, которые имеет смысл запатентовать, но понял, что нет в этом никакого смысла. Во-первых, дорого: надо заплатить около 60 тысяч рублей за патент, а потом подтверждать его каждые пять лет, тоже, разумеется, не бесплатно. А, во-вторых, кто у нас будет строить заводы по производству таких тракторов, если те, которые есть, «падают»? Получается один убыток. Лучше потихоньку работать в этом направлении, предавать свой опыт молодёжи, которая потом продолжит это дело. Потому что никакой модернизации, о которой сейчас так много говорят, без молодой гвардии не будет.
- Мальчишки как губка впитывают все инженерные науки и навыки в работе, - рассказывает о своих учениках Виталий Никандрович. - Мы изучаем работу отечественных и зарубежных механизмов, потом начинаем изобретать сами с учётом всех выявленных недостатков.
Ребята начинают думать над решением проблемы днём и ночью, ищут пути выхода из тупиковых ситуаций: ведь у них ни станков нужных нет, ни металла. Даже на свалке сейчас ничего не найдёшь, сетует мой собеседник, а на хороший инструмент денег нет. И тут же оптимистично добавляет:
- А мы не унываем. Ведь чем больше проблем, тем человек становится сильнее и изобретательнее.
Голь на выдумки...
Как пример такой изобретательности руководитель станции юных техников показывает мне «Жигули», точнее то, что осталось от автомобиля: двигатель, коробку передач, передний мост, которые, как оказалось, мальчишки сами собрали заново. Кто-то выбросил машину, а они решили ей вторую жизнь подарить: собрать хороший трактор, чтобы он мог и дальше приносить пользу людям. Осталось только сделать боковой редуктор: мальчишки разработали его на принципиально новой основе, но пока своё ноу-хау держат в секрете.
У технического творчества есть ещё один большой плюс: когда головы подростков заняты мыслями о том, как решить ту или иную техническую задачу, им уже некогда отвлекаться на курение, выпивку, наркотики. А полученные навыки по десяткам профессий - сварщик, фрезеровщик, слесарь, шиномонтажник и т.д. - придают им уверенность в завтрашнем дне. У многих ребят возникает желание учиться дальше, поступать в технические вузы.
- Вот ещё один мой ученик, Рома Новицкий, пока ещё девятиклассник, но уже решил поступать в МГТУ им. Баумана как раз на отделение «Машиностроение», - говорит Виталий Никандрович. - Мы с ним практически закончили собирать ещё один универсальный трактор, с которым хотим опять прорваться в Москву по программе «Шаг в будущее», за победу в ней без экзаменов зачисляют на первый курс МГТУ.
Сам Роман считает, что занятия у Виталия Никандровича помогают ему лучше мыслить, находить нестандартные технические решения. В прошлом году он вместе с другими ребятами спроектировал и собрал электромобиль, который прошёл успешные испытания. А сейчас юные техники на его основе делают самоходное инвалидное кресло, его ребятам заказал мужчина, у которого нет ног.
- Крутить колёса коляски - у меня руки болят, километр проеду, и всё, - говорит он. - А на такой модели я могу 10 км без подзарядки проехать. Могу даже в другой город съездить: на любой автозаправочной станции зарядил аккумуляторы и поехал дальше.
Рационализаторы никому не нужны?
«АиФ в ВС»: - И что, у вас совсем нет проблем? - этот вопрос давно крутился у меня на языке. - Вот вы говорили о недостатке финансов…
- Добывать деньги мы уже научились, - бодро отвечает Седякин. - Участвуем регулярно в программе «Губернское собрание общественности Иркутской области», которая поддерживает социально значимые общественные инициативы. В прошлом году получили два гранта и тут же сделали два маленьких вездехода, которые могут работать ещё и как тракторы. Если бы научный институт проектировал эту технику, то не меньше пяти лет, потом завод ещё пять лет изготавливал опытный образец, и пока делали, идея бы устарела. А мы за год всё успеваем: и спроектировать и собрать.
Но уже практически попрощавшись со мной, Виталий Никандрович всё-таки не удержался, «пожаловался»:
- Жаль только, что сейчас в «Губернском собрании» исключили номинацию по борьбе с негативными явлениями, в которую мы попадали как социально значимый проект. А номинации по рационализаторству и изобретательству в этой программе нет, так что нашу заявку на участие в этом году не приняли.
Кстати:
С конца 50-х годов прошлого века по предложению Академии наук СССР в последнюю субботу июня отмечается День рационализатора и изобретателя. Первоначально он представлял собой советское подобие присуждения Нобелевской премии. Праздник существует до сих пор, но потерял былую значимость.
Досье:
Виталий Седякин закончил Сибирский технологический институт. Работал на Усольском машиностроительном заводе, на заводе Сибтяжмаш в Красноярске. Затем переехал в Иркутск, 25 лет работает на областной станции юных техников. 8 лет занимается техническим творчеством с трудными подростками, воспитанниками одного из иркутских интернатов.