Примерное время чтения: 10 минут
793

Кто на выдумки богат? Почему в Приангарье не замечают юных самоделкиных?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. «АиФ в Восточной Сибири» 18/01/2017
Дети собирают не только робо- тов, но таких умельцов сейчас значительно меньше.
Дети собирают не только робо- тов, но таких умельцов сейчас значительно меньше. / Наталия Горбань / АиФ

В Иркутской области тоже есть свои дети-изобретатели. Но, оказалось, найти их не так просто, потому что своё творчество им почти негде продемонстрировать.

Патент без возраста

В 2010 году СМИ разыскали самого юного изобретателя Приангарья, который запатентовал свою разработку. Им стал 11-летний Владислав Корень из Ангарска. Он придумал игрушечную автостраду электроприводного транспорта, когда учился ещё во втором классе. В кружке станции юных техников Слава увидел, как мальчишки гоняли электрические машинки, прикреплённые к контактам, как трамваи, и «возмутился», что они могут изменять скорость, а обгонять и уходить направо или налево - нет. И тогда второклассник изменил электролинии и исправил недоразумение. Он собрал макет дороги, а его мама и руководитель конструкторского бюро инженер Михаил Жаврин два года пытались запатентовать изобретение.

Фото: АиФ/ Артем Илошваи

«Слава каждый день приходил с разными идеями. Детскими и наивными, - рассказал Михаил Анатольевич. - Поначалу и эта показалась мне несерьёзной, но потом я задумался: в ней что-то есть - и начал искать, существует ли похожая задумка. Изобретать можно хоть каждые пять минут, а вот оформление интеллектуальной собственности занимает намного больше времени, ведь нужно проверить, что в мире нет ничего подобного».

В итоге самоделкин всё-таки стал обладателем патента. Сейчас Слава уже взрослый парень и учится в техникуме.

Если бы детское изобретение применили в жизни, то городские троллейбусы смогли бы ездить быстрее, спокойно обгонять друг друга и переходить на другие линии. Правда, по словам Михаила Григорьевича, это слишком затратно (дети же не ограничивают свою фантазию бюджетом), а вот для малышей игрушечная автострада со свободным движением машинок стала бы настоящим подарком. Вот только изобретение так и осталось на патентной бумаге.

Мы попытались выяснить, есть ли ещё в Иркутской области дети-изобретатели, получившие официальное признание своей выдумки. Но, как рассказала патентный поверенный в Иркутске Татьяна Шестакова, узнать об этом практически невозможно:

«Роспатент не интересует возраст изобретателя, в заявке его не указывают, поэтому и нет таких данных. Ко мне за помощью дети не обращались, хотя интеллектуальное право на свою идею можно получить в любом возрасте, но несовершеннолетнему для регистрации в реестре изобретений понадобится взрослый представитель».

Детские «хитрости»

Модное слово «робототехника» сейчас звучит буквально из каждого утюга. Ею начинают заниматься уже в детском саду, кружки появились во многих школах области, а уж в Иркутске их пруд пруди - и муниципальных, и коммерческих. Даже одна из языковых школ решила не отставать и создала собственный курс занятий. А фестиваль «Робосиб» с каждым годом собирает всё больше народа. Понятно, что на роботов и на программирование возлагают большие надежды в будущем, но ведь при этом есть ещё много сфер, в которых дети генерируют технические задумки.

Я прошлась по иркутским кружкам, чтобы найти, где же всё-таки «выращивают» детей-изобретателей, и познакомилась с учениками клуба юных техников.

Дима Вихляев в этом году окончит школу. С седьмого класса занимается программированием. Уже в прошлом году получил свой первый заказ - разработал программу для иркутского филиала федеральной кадастровой компании. Говорит, что убивает сразу двух зайцев: сейчас его техническое творение внедряют в производство, а он участвует с ним в научных конференциях. Дима также создаёт приложения для телефонов: например, с помощью одного из них можно собрать кубик Рубика. Нужно загрузить фотографию головоломки, а устройство подскажет решение задачи.

Свое изобретение можн опродвинуть в интернете.
Свое изобретение можно продвинуть в интернете. Фото: АиФ/ Наталия Горбань

Прошлой весной восьмиклассник Никита ДОЛБАК вместе с папой придумал «умную» теплицу, которая сама знает, когда нужно проветрить помещение. В ней стоит компьютер, контролирующий температуру. Машина решает, когда открыть или закрыть окна. Автоматическую поливку Никита ещё разрабатывает, но думает, что к лету будет готова. С его теплицей можно «быть на связи» даже на расстоянии и управлять через мобильное приложение - мессенджер.

«Проект, быть может, и неприбыльный, - говорит школьник, - но в домашнем хозяйстве здорово помогает».

Ещё Никита хочет сам сделать дома автоматический свет и дверной звонок, на который можно установить любую понравившуюся музыку. Он не хочет довольствоваться готовыми устройствами из магазина, потому что любит всё контролировать сам, да и расходов меньше, если работать самостоятельно.

А пятиклассник Витя Свердюков, если говорить на языке программирования, написал компьютерную игру, которую нигде не купишь и не скачаешь.

Клуб, где занимаются ребята, находится на Синюшиной Горе 30 лет, из него вышло больше сотни программистов, но даже не все жители ближайших районов знают о нём.

«Захотели же, чтобы о робототехнике все говорили - о ней говорят. Значит, то же самое можно проделать и с другими техническими кружками, - считают преподаватели клуба».

Продолжения не будет?

Одни дети мечтают об игрушечной железной дороге, а другие делают её своими руками, да так, что получается, как настоящая, и даже лучше. В лицее № 36 занимаются железнодорожным моделированием. Больше года уходит на создание одного макета, ещё столько же на доработку.

В последнем проекте ребята представляют вокзал как центр развития населённых пунктов, в котором сосредоточится и досуг, и медицина, и образование. Ведь деревень вдоль железной дороги много, а досуг деревенских жителейограничен в основном личным хозяйством. Вот дети и построили на столетней станции новейший вокзал. Правда, проект помещается в одном кабинете, создатели понимают, что вряд ли кто-то воплотит его в Сибири и даже в России. Но хотя бы сделан первый шаг - готова модель. Только вот показывать её в Иркутске некому, а поехать на выставки в другой регион денег нет. А ведь равнодушие может на корню отбить у юных изобретателей желание создавать что-то новое в будущем.

Мнения

Рауф Альмухаметов, руководитель кружка технического железнодорожного моделирования:

«В Иркутске практически нет технических выставок детского творчества, не считая робототехники. А робототехника у нас школьная. Большой вопрос - как её соединить с промышленной? Собирать роботов из лего интересно малышам, ребята повзрослее хотят большего, но предоставить большее кружки робототехники не могут. Они предлагают готовые наборы для сборки, дети не заглядывают внутрь, чтобы узнать, как всё устроено. Я за то, чтобы ребёнок сам запаял плату и создал программу».

Иркутску нужен центр технического творчества с современным оборудованием, где дети могли бы учиться, а не мотаться по закоулкам. Я знаю, что некоторые кружки «живут» в подвалах и держатся на энтузиастах. К детским изобретениям относятся несерьёзно. У студентов возможностей больше, но и там из года в год одни и те же разработки.

Елена Слимакова, тренер по робототехнике и учитель начальных классов школы из Усолья-Сибирского:

«Я провожу внеурочные занятия по робототехнике с второклассниками. Начали сразу с первого класса и уже участвовали во многих соревнованиях, два раза - в «Робосибе». Сейчас дети изучают программирование и усложняют свои модели.

В прошлом году ученики выдвинули проблему, которую испытали на себе: дети часто остаются дома одни или ходят в одиночку по улице и встречаются с опасностями. Поэтому мои ребята решили собрать робота, который спешит на помощь - может защитить от бездомных собак, предотвратить ДТП и спасти от огня. Конечно, все ситуации мы моделировали на лего-конструкторе, но старались изобразить их максимально близко к реальности.

Наши уроки дополнительные, но нет ребят, которые бы от них отказывались. Наоборот, прибегают из других классов. Детям нравится придумывать, поэтому они активно участвуют в занятиях. Половина класса уже может индивидуально собрать робота».

Комментарий

Роман Тарханов, иркутский изобретатель:

«В детстве я ходил в кружок юных техников, с него всё и началось. Считаю, что сейчас мало детей, которым действительно интересно что-то делать своими руками, докапываться до сути вещи и узнавать, как она устроена. Все довольны готовыми играми и приложениями в телефонах и планшетах.

Тем, кто любит конструировать и изобретать, не нужно надеяться на чудо, что их идею заметят случайно. Теперь же время Интернета, и те дети, которые увлекаются разработкой и воплощением собственных задумок, могут самостоятельно продвигать их, выкладывая в сеть. Там есть множество клубов и форумов по интересам, где можно общаться со всей Россией и другими странами. Когда я был ребёнком, такого, конечно, не было. Поэтому сейчас происходит так, что, к примеру, иркутяне узнают о изобретателе-земляке последними, а не наоборот».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах