Уже совсем скоро нынешние выпускники школ попрощаются со своими вторыми мамами – учителями… А может, и со вторыми папами. Только второе бывает так нечасто, что при слове «учитель» мы невольно всегда представляем женщину. О детских садах даже говорить не стоит, в нашем воображении воспитатель – всегда представительница прекрасного пола.
Развороты судьбы
Юлия Вяткина, корреспондент «АиФ-Иркутск»: Как вас занесло-то в педагогику, да ещё и в дошкольную?
Виталий Варавин: Самый главный вопрос (смеётся). Завуч в моей школе как-то умудрилась разглядеть во мне педагогические проблески, говорила, неплохо бы мне пойти учиться в этом направлении. Я тогда не придал значение её словам и отправился в училище на автослесаря. А потом судьба всё-таки развернула меня в сторону педагогики и отправила в университет Братска. Честно говоря, во время учёбы было ощущение, что я немного промахнулся, больше хотел изучать медицинскую психологию… Но получилось - как получилось. Наверное, это судьба, и сожаление меня не съедает. Сейчас получаю огромное удовольствие от работы с маленькими детьми.
- Сначала вы ведь работали с более взрослыми ребятами в доме-интернате для умственно-отсталых детей и наверняка прошли там серьёзную школу. Как решились сразу после университета окунуться в такую непростую работу, с которой даже специалистам с большим опытом сложно справляться?
- Начинать было немного жутко, вдобавок мне рассказывали разные невесёлые истории, которые там иногда случались. Но когда начинаешь вариться в той атмосфере, говоришь с детьми, страх испаряется. После полутора лет в доме-интернате накопил определённый опыт, который теперь мне помогает. Сначала я вообще был там санитаром, дежурил по ночам, потом уже перешёл на ставку психолога. Дети эмоциональные, импульсивные, взрывные. Я пытался научить их сдерживать себя в моменты перевозбуждения. Ребятам это даётся тяжело, потому что всё происходит бессознательно. Ещё сложнее, оттого что обычно отдача и динамика от твоих занятий практически незаметна. Усилий прикладываешь немало, а посмотреть на результат не можешь. Временами накатывало ощущение собственной бесполезности. Я не пытался оттуда сбежать, просто представилась возможность перейти в детский сад. А моя жена продолжает там работать, и ей нравится.
В садике меня, наоборот, вдохновляет осознание своей нужности. Мне всегда весело и прикольно с маленькими детьми, потому что с ними интересно общаться, они очень разумные, все разные. В основном мы увлечены играми. Мне самому очень нравится играть - это то, что нас объединяет.
Сложные детские страхи
- Все сотрудники детских садов, с которыми довелось разговаривать, всегда отмечали «продвинутость» нынешних дошколят в обращении с гаджетами, которая перерастает в зависимость. Вам тоже приходится с ней бороться?
- В саду они с техникой не ходят, это попросту небезопасно, вещи-то хрупкие. Но действительно увлечённость планшетами и смартфонами у малышей чрезмерна. Мне кажется, по-этому они умнее, чем были мы в их возрасте. Правда, здесь легко добро перетекает в зло, «дружба» с гаджетами часто мешает нормальному развитию. Судите сами: мы «зависали» во дворах, а теперь ребёнок порой предпочитает «зависнуть» перед светящимся экраном...
- Отсюда наверняка протягивает свои «корни» неготовность встретиться с миром школы. В какой психологической помощи чаще всего нуждаются ваши подопечные?
- Это как раз и есть самый глобальный пласт моей работы - психологически подготовить ребят к школе. В начале года провожу «диагностику», отмечаю детей, с которыми нужно позаниматься индивидуально либо в группе.
Ещё всё зависит от возраста. В ясельной группе надо помочь адаптироваться к садику. Привычный режим малыша разрушается, и он начинает сильно переживать. Я стараюсь стать медиатором между ребятами и воспитателями. С «подготовишками» (детьми, которые уже скоро перейдут в школу. - Прим. ред) мы работаем над качествами, с которыми им легче будет усваивать школьную программу. Например, внимание. Я предлагаю ребятам запомнить мой внешний вид, они закрывают глаза, а я меняю на себе какую-то деталь, и потом начинаются разгадки, что же изменилось?
В развивающих программах самих детских садов нет какого-то списка того, что ребёнок должен обязательно знать и уметь перед школой. Гораздо важнее характеристики его личности - любознательность, самостоятельность, инициативность. Лучше развивать эти качества, которые в будущем помогут ему учиться, чем спешить впихнуть в ребёнка как можно больше знаний.
- Как много детей нуждается в занятиях с вами?
- Наш сад считается крупным, в нём около 340 воспитанников. В среднем из них беру к себе где-то половину. Сложнее всего справляться с детскими страхами. Чтобы разобраться, где притаилась причина боязни, приходилось пробовать разные методики. Но чаще всё-таки приходится работать над поведением ребёнка: родители жалуются на капризы и истерики. К слову, тот факт, что я мужчина, наоборот, - играет мне на руку. Обычно дети не комплексуют, находясь со мной рядом. Стоит предложить игру, они сразу откликаются на идею.
Понимают не все
- Признаюсь, это звучит необычно, ведь дети в детсадах привычны к женскому окружению.
- Согласен, но у меня почему-то сложилось вот так. Малыши в яслях немного робеют вначале. Я не настаиваю и никогда не вторгаюсь в пространство ребёнка, пока он не позволит. Как правило, дети оттаивают, когда видят меня играющим. Сколько ролей я только не примерил на себя! Бываю Пиратом, Царём, а Дедом Морозом, естественно, по умолчанию.
- Скажите честно: со стороны взрослых приходилось встречаться с неприятной реакцией на вашу профессию?
- Конечно, приходилось, и не раз. Знакомые, друзья, коллеги - все, так или иначе когда-то упирались в эту тему. Возможно, людям кажется диким, что такой высокий и крепкий молодой человек каждый день по утрам отправляется в детский сад. Я мало об этом беспокоюсь. Путь выбран, и после этого уже не имеет значения, что думают другие. Кстати, в Братске я не один такой. Лично знаю не только педагогов, но и воспитателей-мужчин. Их подходы к обучению всё-таки отличаются от женских. Думаю, дети эту разницу должны ощущать. И когда у них есть такая уникальная возможность, то лучше просто не придумать.
- Некоторые родители сейчас с самого раннего возраста ребёнка рьяно берутся за его «всестороннее развитие». Тут можно перегнуть палку?
- Развитием, безусловно, нужно заниматься. У меня у самого четырёхлетние мальчики-близнецы. Они уже год ходят на занятия с фитболом. Главное, принимать во внимание возраст и не перегружать ребёнка. Родители обычно думают, что он в детсаду только отдыхает целыми днями, и стараются «расшевелить» его кружками и секциями. На самом деле - дети устают. С семи утра до семи вечера им приходится жить в своём мини-обществе. Представьте себя на их месте, нас ведь тоже сильно утомляет толпа и необходимость всё время быть на виду. Поэтому часто мамы жалуются, что придя из садика, ребята начинают ходить на ушах. Это нормально - им нужна эмоциональная разрядка, своеобразный отдых после «рабочего» дня. Ещё хочу напомнить мамам и папам, что кружки, секции - это, конечно, хорошо, но самое излюбленное занятие любого ребёнка - занятие с собственными родителями.