Если судить по недавно прошедшему в Иркутске, теперь уже ежегодному, фестивалю «РобоСиб-2015. Эксперимент» робототехника в школах приобретает масштабы федеральной программы.
О том, что роботы дают детям и не превратятся ли сами школьники в бездушных технарей, «АиФ-Иркутск» говорит с судьёй соревнований «РобоСиба» и тренером по робототехнике Еленой Кузнецовой.
Буду мировой бабушкой!
Елена Викторовна - педагог с многолетним стажем, и когда её «настигли» роботы, трудилась в иркутской школе
№ 80 завучем. По образованию она математик, но за «школьные годы чудесные», как говорит сама Елена Кузнецова, «чего только не преподавала». Например, в тот период, когда в её школу пришла робототехника, Елена Викторовна вела… искусство! Вспоминая, это она смеётся.
- Мы вошли в программу «Школа нового поколения», а робототехника - часть данной программы, - говорит она. - Нам просто пришлось этому обучаться. В образовании же так: хочешь получить деньги под программу - нагружай коллектив. И вот летом 2012 года отправили двух человек в молодёжный лагерь на Селигере на обучение - вожатую и педагога по технологии. Только когда они вернулись и начался учебный год, всем оказалось не до какой-то там робототехники! В смысле, эту инициативу должен был кто-то продвигать, но никто не хотел: у всех своих дел полно. Подготовка к соревнованиям? Уроки важнее! Вожатая была моей подчинённой, вот эти двое бедолаг и пришли ко мне: «Хотя бы начните нас курировать!» Что же, молодым надо помогать! А через год пришлось самой ехать учиться: если чем-то руководишь, должен в этом разбираться! Через какое-то время я перешла работать в детско-юношеский центр и стала развивать робототехнику и здесь. В этом году, например, мы выставили на «РобоСиб» семь команд.
Считает ли она себя специалистом по роботам?
- Ну, в общем-то разбираюсь, - смеётся Елена Викторовна. - Появятся внуки - наверное, буду для них мировой бабушкой!
К слову, в прошлом году победителем «РобоСиба» стала команда школы № 80: ребята получили квоту на участие в «РобоФесте» - соревнованиях уже всероссийского уровня в Москве, выиграли их и поехали в Голландию, где тоже заняли первое место в одной из номинаций. Кстати, два участника той команды сейчас уже сами тренеры.
Нескучная профориентация
Разговаривая, Елена Кузнецова краем глаза следит за своими подопечными.
- У тебя все колёса съехали! - вдруг переключается она, обращаясь к одной из участниц команды. - Он ушёл с маршрута! Это ноль!
- Пошла на другое поле, - вздыхает девочка, подбирая «свою механизму».
- Они должны при судьях собрать робота, запрограммировать его и заставить проехать определённую дистанцию, сбивая расставленные по бокам жестяные банки, - возвращается к разговору Елена Кузнецова. - Как робот до них дотянется - это уже на усмотрение изобретателя, поэтому наборы-конструкторы у всех одинаковые, но роботы - разные. Вот вам и развитие инженерной мысли!
Самим изобретателям - от 6 до 18 лет, и сейчас стоит вопрос о включении робототехники в программу школьных олимпиад наравне с другими предметами.
В школах некоторых городов от того, есть ли у них робототехника, по словам моей собеседнице, зависит финансирование, а ряд вузов, в том числе и иркутский «политех», уже учитывают наличие в портфолио абитуриента успехов в робототехнике.
Престижно быть умным
Елена Кузнецова вспоминает, что ещё в позапрошлом году здесь в «РобоСибе» приняли участие около 80 команд, в прошлом уже 165, а в этом - 195! Квоты закрыли за три недели до начала фестиваля, остальных желающих размещать негде было. Приехали начинающие изобретатели из Новосибирской области, Красноярского края, Якутии, Хакасии, Тывы - какая-то общефедеральная роботомания!
Сам собой напрашивается вопрос: зачем дети идут в робототехнику? Что ждут и не разочаровываются ли, поняв, что это не киношные трансформеры?
Елена Кузнецова отрицательно качает головой:
- Во-первых, здесь дух соревнований - им это нравится. Во-вторых, знаете, сколько среди них Кулибиных?! Руки просятся мастерить! И роботы - это хорошая возможность, тем более что за это дают призы - те же самые конструкторы, самый простой стоит порядка двадцати тысяч рублей, а большие вообще под двести тысяч. Ещё это дух корпоративности - они ещё долго потом ходят в футболках «РобоСиба». Своего рода символ принадлежности к чему-то элитарному. Знак престижности интеллекта. Робототехника - увлечение будущей интеллектуальной элиты. Говорят, что молодёжь сейчас становится всё тупее от гаджетов, Интернета, телевизора. Только, когда я училась в школе, у нас тупых тоже хватало, по крайней мере - меньше их точно не было! А эти дети - они очень умные, у них даже глаза другие. И не сидят тупо в соцсетях - тут знакомятся, а потом по скайпу роботов друг перед другом запускают. Мне особенно нравится, что этим очень много мальчиков увлекается, ведь их чем-то занять - настоящая проблема! Они стесняются заниматься пением, танцами, а вот робототехникой - с удовольствием! Для них это не стыдно, а престижно! В стране становится престижно быть умным. И это радует…
Лучшие моменты фестиваля робототехники «РобоСиб-2015» | Фотогалерея
- Вот ты почему занимаешься роботами? - вдруг спрашивает Елена Кузнецова одного из своих подопечных.
Ответ мальчугана оказался очень лаконичным:
- Развивает мозги!
А мне в этот момент стало как-то очень грустно от мысли, что в будущем эти самые мозги могут «утечь» за границу.
- Во-первых, они не мечтают ехать за рубеж, - возражает Елена Кузнецова. - По-крайней мере, в таком возрасте. А во-вторых - давайте же создадим такие условия, чтобы никто не уезжал! Тем более что очень многие из тех, кто в девяностых уехал «туда», позже вернулись: например, мои знакомые программисты жаловались, что «там» менталитет не тот, думать не дают, работа шаблонная. Конечно, никому нельзя запретить переезжать из деревни в город, из провинции в столицу, из России за границу, но… Не знаю - мне и здесь хорошо!
Кстати
Почётные гости фестиваля прокомментировали «АиФ-Иркутск» влияние «роботомании» на неокрепшие, но пытливые умы.
Александр Пушной, телеведущий, шоумен, музыкант и физик по образованию:
- Мы - родители - проигрываем войну за внимание детей. Проигрываем гаджетам, компьютерным играм, соцсетям. Вырвать ребёнка из этих лап матрицы можно только чем-то интересным, чем-то отличным от стандартного: «Хватит играть!» Например, созданием чего-то ходячего на стыке виртуальности и реальности. И в этом свете мне очень нравится концепция робототехники - это возможность собрать нечто, а потом залезть в компьютер, запрограммировать его и «оживить» своё творение. Конечно, робота можно создать и в компьютерной игре, но он так и останется «там» - виртуального робота не вытащишь в реальный мир.
Виктор Голощапов, инженер отдела логики и управления космическими аппаратами ФГУП «НПО им. С.А. Лавочкина»:
- У нас таких игрушек не было, и мы могли только грезить роботами. У современных детей возможность заниматься робототехникой есть с самого раннего возраста, поэтому и возможностей добиться каких-то результатов в жизни у них больше. Это первый этап. Несмотря на то что это стандартные конструкторы и шаблонные задания, дети развиваются, каждый год придумывая новые решения. Определённые вещи в жизни обязательно должны идти по шаблону, выйти за пределы этого шаблона, перерасти его - это и есть результат.