Примерное время чтения: 7 минут
359

Анатолий Собенников - о липовых диссертациях и московском «пылесосе»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. «АиФ в Восточной Сибири» 27/02/2013
Фото автора

Иркутск, 27 февраля – АиФ-ВС. Однако разговор с доктором филологических наук, профессором, входящим в число самых известных учёных, занимающихся творчеством Антона Чехова, начался не с разговора о судьбе русского языка и тенденциях его развития.

Язык как фильтр

АиФ-ВС: - Сейчас складывается скандальная ситуация вокруг докторских и кандидатских диссертаций как раз гуманитарной направленности. Научное сообщество очень активно взялось за разоблачение своих бывших коллег, требует отменить сроки давности для «липовых» работ. По сути, наверное, это правильно, но почему-то лично мне процесс по своему «накалу» напоминает «дело врачей» и прочие поиски «врагов». А как вы оцениваете данную ситуацию?

Анатолий СОБЕННИКОВ: - Если у нас всё общество сверху донизу коррумпировано, то коррумпирована в том числе и система защиты диссертаций, и ВАК (высшая аттестационная комиссия). Но большинство научных работ выполнены всё-таки диссертантами, в том числе и мои. Хотя я знаю людей, которые делали это за деньги, есть работы, где значительная доля - плагиат. Естественно, что в гуманитарных дисциплинах списывать легче, нежели в естественнонаучных, где всё-таки нужно проводить какие-то эксперименты: списать их достаточно сложно, хотя и там такое наверняка встречается. Но во всей этой шумихе, мне представляется, есть какой-то заказ, поскольку наше правительство взяло курс на сокращение университетского образования в России. Следовательно, нужно сокращать и количество диссертационных советов, а также докторов и кандидатов. А это - весьма удобный повод.

АиФ-ВС: - В наш регион ещё не спустили разнарядку, сколько надо найти «липовых» диссертантов?

А.С.: - Я не знаю, потому что к нам не обращаются с просьбой быть экспертами таких научных работ. Но думаю, что дойдёт и до регионов. Раз началась публичная порка, то волна докатится и до нас.

АиФ-ВС: - Ещё одна тема, о которой сейчас много говорят, в частности в Иркутске, - экзамены по русскому языку для иностранных трудовых мигрантов. Предполагается, что мера позволит снизить количество нелегалов. Нужны ли такие экзамены и насколько они послужат привлечению грамотных специалистов?

А.С.: - Введение такого экзамена я лично приветствую, к тому же это общемировая тенденция, подобные программы есть в Англии, Франции, Германии. Экзамен необходим, потому что если к нам приезжают люди из других стран работать и зарабатывать, они должны хотя бы минимальным знанием русского языка обладать. Но вряд это ли станет каким-то фильтром, способным сократить огромное количество людей, попадающих в Иркутскую область незаконно. Как они работали здесь, не сдавая экзамен, - так и будут работать. А квалифицированные кадры к нам поедут только тогда, когда зарплата в той или иной сфере деятельности будет соотносима с Европой или окажется выше.

АиФ-ВС: - А насколько, по вашему мнению, такие курсы, как, к примеру, «Русский по пятницам», способны поднять всеобщую грамотность населения? Мне кажется, на них ходят и так уже достаточно грамотные люди, решившие лишний раз проверить свой интеллектуальный уровень.

А.С.: - Отчасти, конечно, это акция пиаровская, цель которой - привлечь внимание к госуниверситету. А с другой стороны, в ней есть рациональное зерно, потому что владение языком показывает степень развития личности. И желание людей проверить свои знания - похвальное желание. Да, на эти курсы ходят, как правило, люди с высшим образованием, но не филологическим. И вот что примечательно: когда я был на их открытии, то обратил внимание, что на занятия пришла, в основном, молодёжь. Представителей старшего поколения очень мало. Это хорошо, что иркутяне хотят учиться. Ведь главная наша национальная черта - обломовская: мы хотим учиться, но нам лень.

Не оскудела земля сибирская?

АиФ-ВС: - Как вы думаете, почему сейчас не появляются Вампиловы и Распутины?

А.С.: - Смысл в том, что у таких людей уникальные мозги, уникальное понимание и видение действительности, мира, а также умение воплотить всё это в слове. Таким вещам в школе не учат. Способных детей много, одарённых - мало, а гениальных - единицы. Вампилов, Распутин - из разряда гениальных.

АиФ-ВС: - Но ведь они начали писать ещё в студенческие времена. А сейчас я не слышала, чтобы о каком-то молодом человеке говорили, как о потрясающем таланте.

А.С.: - Талантливые ребята есть. Я работаю со школьниками давно и вижу, что есть дети способные, неординарные.

АиФ-ВС: - Куда же они деваются - уезжают?

А.С.: - Это тоже одна из проблем нашего региона. В 90-е годы победители областных олимпиад по русскому языку и литературе, как правило, учились в Иркутске. Сейчас - нет. Они все в Москве или в Санкт-Петербурге. После окончания школы ребята сдают документы в несколько вузов: и в столичные, и в иркутские, естественно, тоже. Но если их примут и здесь, и в Москве, то какой вуз они выберут в итоге?.. И сюда, понятно, уже не вернутся.

Москва, как пылесос, втягивает в себя всех, а остальной России мало что остаётся. С одной стороны, в этом мало хорошего, ведь здесь таланты могли бы быть первыми, а там они в большинстве своём растворяются в общей массе. С другой строны, если говорить о литературной одарённости, то большое значение для её развития имеет среда: если ребёнок талантлив, а окружения никакого нет, то он может и заглохнуть. Нужна какая-то подпитка, соревновательность, общение. Тогда мозги закипают, появляется творческий импульс, и что-то создаётся. В конце 50-х начале 60-х годов, когда состоялись Вампилов и Распутин, в Иркутске царила именно такая творческая атмосфера. Здесь было очень много интересных людей, которые приехали в Иркутск из Москвы и других городов осваивать край, строить Иркутскую, Братскую ГЭС. Тогда ресурсы - и людские, и финансовые, и материальные - шли из Москвы в Сибирь. А сейчас процесс обратный: и людские, и финансовые ресурсы из Сибири выкачиваются в Москву, ну а мы живём по остаточному принципу - то есть с тем, что останется.

АиФ-ВС: - Возможно изменить ситуацию?

А.С.: - Нужны государственные усилия, но сейчас государство в этом совершенно не заинтересовано. Пока дальше деклараций о развитии Сибири и Дальнего Востока дело не идёт. И проблема нашего региона получается, действительно, заключается в том, что кроме нефти и газа здесь ничего достойного нет. Если это так, то всё будет «кипеть» только вокруг трубы. А для её обслуживания такого количества университетов в Иркутске не нужно.

Сейчас в Министерстве образования и науки РФ рассматривают вариант объединения на базе Иркутского государственного университета педагогического и лингвистического университетов. Но сам процесс объединения - ведь тоже одна из форм сокращения высшего образования в Иркутске, поскольку наши вузы дублируют в чём-то друг друга. Например, тех же журналистов готовят три университета. Если произойдёт объединение, понятно, что столько, как сейчас, специалистов данного профиля уже учить не будут.

Более того, для подготовки журналистов выделяется очень мало бюджетных мест, в прошлом году на весь регион было всего 10. И как быть творчески одарённым детям? Хорошо, если родители найдут деньги на обучение своего ребёнка. А если нет денег? Значит, он пойдёт в какую-то другую сферу.

АиФ-ВС: - А мир, возможно, потеряет будущего талантливого писателя…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах