- Совсем молодые! – удивился полномочный представитель президента в Сибири Виктор Толоконский, войдя в читальный зал библиотеки имени Молчанова-Сибирского, где его ждали юные специалисты – делегаты четвёртого съезда работников образования Сибири.
Пока полпред ехал с пленарного совещания в библиотеку, начинающие педагоги из всех регионов Сибири готовились задать ему свои вопросы, но он их опередил:
- Не разочаровались в профессии? – улыбался Толоконский. – Сколько зарплата у вас? На самом деле, сейчас увеличилась дифференциация зарплаты педагогов в зависимости от регионов. Мы ориентируемся на структуру экономики каждого субъекта, поэтому размер оплаты в одной и той же Сибири, в похожих климатических условиях при одинаковой нагрузке может отличаться почти на треть. Могу сказать, что высокую зарплату работникам образования сейчас платят Иркутская область, Томская, Красноярский край.
Зарплата педагогов – одна из ключевых тем любой нынешней дискуссии, хоть немного касающейся образования, но в этот раз «денежный» вопрос не был приоритетным. Все условия, коэффициенты и размеры оплаты труда обсудили на официальных встречах, «пленарках» и «селекторах». С молодыми специалистами разговор у полпреда получился не про деньги, а про образование.
В инженеры б я пошёл…
Классные руководители рассказали полпреду, что не знают, в какие профессии направлять старшеклассников – будущих студентов. С одной стороны рынок диктует свои правила, с другой – юристов и экономистов в нашей стране уже слишком много.
Ответ полпреда был однозначным: в «растущей России» ни одна профессия не останется невостребованной, однако особую ценность для государства сегодня представляют высококвалифицированные технические специалисты, инженеры.
Большая часть абитуриентов, по словам полпреда, уходит учиться на модные факультеты, не обращая внимания на то, что общество нуждается в профессионалах другого профиля.
- Я приезжаю в университеты в то время, когда идёт зачисление, - продолжает рассуждать Виктор Толоконский,- и наши суперинтересные факультеты – физико-технический, самолётостроение, «мосты и тоннели» – даже на бюджетные места не могут найти студентов. А рядом факультеты, где бюджетных мест почти нет, не могут справиться с потоком желающих. Я говорю про такие «популярные» сейчас специальности, как мировая экономика. Подумайте, какая мировая экономика? Мы в своей-то разобраться не можем!
«Если не усложнить, то будет сложно»
Одной из причин, почему некоторые факультеты не могут вместить всех желающих, а другие – пустуют, полпред назвал разницу в сложности образования. Стать экономистом, по его мнению, сейчас гораздо проще, чем научиться конструировать самолёты и ракеты, и эту разницу необходимо нивелировать. Как? Поднять планку по другим профессиям. Хочешь быть журналистом, будь добр – учи четыре иностранных языка.
- Я спрашивал у преподавателей, профессоров, почему на те же «мосты и тоннели» нет спроса. Они говорят: кто же хочет сейчас изучать в таком объёме математику, начертательную геометрию, сопромат? Отсюда появляется спрос на управление персоналом, мировую экономику, юриспруденцию, - поясняет полпред. – Поэтому усложнить нетехническое образование нужно. А мы как-то этого боимся. И я понимаю, почему: рыночная, коммерческая составляющая стала преобладать настолько, что невольно мы начинаем терять качество образования.
Чтобы убрать разницу в подходах к разным специальностям и повысить качество образования, полпред предлагает экономистам изучать высшую математику, журналистам и юристам – несколько разговорных иностранных языков.
- Это не может сегодня никому помешать, - считает представитель президента. - И журналистам нужно быть в глобальном мире, нужно всё время встречаться с теми людьми, которые не говорят по-русски. И юридическое право напрямую связано с языками. Мне кажется, если не усложнить такое образование, то будет сложно.
- Останется чисто высокотехнологическое производство, когда нужно будет иметь конструкторскую, инженерную смекалку, и тогда то, что есть сейчас станет большой проблемой, - заключил Виктор Толоконский. - Школьники, например, сейчас не хотят изучать физику, потому что учителя нагоняют жуть, что сдать ЕГЭ по этому предмету очень сложно. Я говорю в учительской среде: давайте физику введём, как обязательный экзамен. Мы теряем ребят. У меня у одного из внуков до выпуска ещё года три, а он мне постоянно говорит, что они тренируются. У нас, говорит, тесты. Какие тесты? Ты учись рассуждать, думать. Нет, у них уже игра в экзамены. Он рассказывает мне: я испугался и на физику не записался, пойду на обществознание. Ну вот, инженером уже не будет.
Смотрите также:
- «Ещё одного потянем?» Сколько детей хотят иметь молодые иркутяне? →
- Уважаемые люди. Рабочие - опора, без которой нельзя идти вперёд →
- Учёные доказали: умные люди на самом деле счастливее глупых →