По политическим прогнозам, в ближайшие несколько месяцев на территории нашей страны ожидается постепенное повышение температуры, а в начале декабря и вовсе грянет жара. Ничего удивительного, ведь приближаются выборы депутатов Госдумы шестого созыва со всеми вытекающими последствиями.
О том, чем предстоящая думская кампания принципиально будет отличаться от всех предыдущих, в какое время года избиратели проявляют максимальную активность и при каких обстоятельствах возродится институт выборности губернаторов, «АиФ в ВС» рассказал председатель Избирательной комиссии Иркутской области Виктор Игнатенко.
Первые выборы в Государственную думу РФ состоялись в 1993 году. С тех пор законодательство претерпело немало серьёзных изменений. Например, исчезли порог явки, графа «против всех» и возможность голосовать по одномандатным округам. Впрочем, перед официальным стартом декабрьской кампании ветер перемен приутих.
- С какими-то кардинальными нововведениями избиратели в этом году не столкнутся, - подчеркнул Виктор Игнатенко. - В числе самых значимых стоит отметить лишь увеличение срока полномочий будущей думы с четырёх до пяти лет, а также появление шанса для непарламентских партий, не преодолевших семипроцентный барьер, но перешагнувших отметку в 5%, получить один-два мандата. Многие иркутяне увидят на своих избирательных участках необычную технику, а именно комплексы обработки избирательных бюллетеней, КОИБы. Проще говоря, на ящике для голосования установят специальное устройство со сканером, который будет считывать информацию с бюллетеней. В результате предварительные итоги станут известны сразу же после закрытия участков.
Лучшее время для избирателей
«АиФ в ВС»: - По вашим наблюдениям, отчего зависит активность избирателей на выборах, в том числе в Иркутской области? Какую явку можно прогнозировать 4 декабря?
- Раньше наибольший интерес жители Приангарья проявляли к губернаторским выборам, теперь - к президентским. Высокую явку, более 50%, мы отмечали и на объединительном референдуме. На выборах депутатов Госдумы данный показатель колеблется в пределах 30%. Причём немалую роль здесь играют сезонные факторы. В своё время Сталин дал поручение Академии наук СССР изучить вопрос о том, когда оптимальнее проводить выборы. Учёные подготовили специальный доклад, согласно которому самыми благоприятными периодами признаны первая половина марта или октября. И только в 2004 году эти рекомендации учли, установив соответствующие единые дни голосования. А вообще эксперты выделяют до 30 всевозможных факторов, влияющих на активность избирателей. В их числе, к примеру, наличие «интриги», характерной для реальной конкурентной борьбы, или ярких, активных кандидатов с интересными агитационными кампаниями.
«АиФ в ВС»: - На самом деле многие уверены, что их голос ничего не решает, в отличие от всемогущего административного ресурса. Как с ним можно бороться?
Виктор Игнатенко: - Вообще такого юридического понятия не существует. Речь идёт об использовании преимуществ должностного и служебного положения. Такие случаи были и в нашей области, велись судебные разбирательства вплоть до отмены результатов выборов в областной парламент. Проблема в том, что по современным демократическим стандартам мы выборы проводим с 1993 года. А с какой генетикой мы к ним подошли? При полном отсутствии политической конкуренции административный ресурс назначал кандидатов, проводил выборы, устанавливал итоги голосования. Полностью избавиться от подобных социальных болезней менее чем за два десятилетия просто невозможно.
«АиФ в ВС»: - Виктор Васильевич, сегодня мы являемся свидетелями повсеместного укрепления вертикали власти: на смену всенародным выборам приходит процедура назначения сначала губернаторов, теперь мэров крупных городов. Глядишь, скоро и сельского голову люди самостоятельно избрать не смогут…
В.И.: - Я бы не сказал, что какая-то из этих форм заведомо ущербнее другой, с правовой точки зрения. Но выбрать одну из них, наверное, должны непосредственно жители муниципалитета. Что касается института выборности губернаторов, то, думаю, рано или поздно мы к нему вернёмся. Точнее, как только повзрослеет и окрепнет наша партийная система. Не должно быть политической анонимности власти на государственном уровне, когда потенциальный руководитель субъекта Федерации не имеет чёткой партийной принадлежности, а выдвигается небольшой группой избирателей. Кто тогда спонсирует его кампанию? Какая-нибудь мощная финансовая группировка, интересы которой ему впоследствии придётся отрабатывать. Где нет зрелой партийной системы, там идёт борьба олигархических кланов.
«АиФ в ВС»: - А что с муниципальным уровнем власти?
В.И.: - Здесь совсем другая ситуация: главное - не партийность, не идеология, а человеческий фактор и повседневная работа. Чтобы школы работали, тротуары ремонтировались, мосты строились. Я убеждён, что партийные списки на муниципальных выборах могут иметь место исключительно в крупных городах, краевых или областных центрах. И только с согласия самого муниципалитета, без тотального насаждения пропорциональной системы. Кроме того, существует опасность, что интересы партий, которые по определению все федеральные, будут довлеть над местными.
«АиФ в ВС»: - Не менее опасна и подмена таких понятий, как «информация» и «агитация». Как простому человеку отличить одно от другого и не попасться на удочку политтехнологов?
В.И.: - Просто надо включать мозги. Другого способа нет. Допустим, когда человек женится или замуж выходит, он ведь сам принимает решение, что бы ему там ни советовали. То же самое и здесь: каждый сам решает, за кого голосовать. Готовые решения вместе с кофе в постель не приносят.
Второй раз в ту же реку
«АиФ в ВС»: - Однажды вы сказали, что 12 лет в должности председателя облизбиркома - это тяжёлое испытание. Как чувствуете себя в новом «старом» статусе?
В.И.: - Действительно, когда много лет работаешь в одной должности, всё уже знаешь, и в один прекрасный момент становится неинтересно. В 2008 году я думал, что пора уходить, заняться другим видом деятельности, что я и сделал (вскоре был назначен заместителем губернатора Иркутской области. - Авт.). А после того как Людмила Ивановна Шавенкова заявила об уходе, встал вопрос: кто будет председателем? Начались консультации, все стали меня уговаривать вернуться, ведь необходимо провести ответственные федеральные выборы. Я много отдал избирательной системе, так что отказаться не мог, меня бы не поняли. Хотя был уверен, что в одну реку дважды не входят. Но и река оказалась другой, да и я изменился.
«АиФ в ВС»: - Что-то поменялось в комиссии за время вашего отсутствия?
В.И.: - Существенно нет, разве что законодательство немного, какое-то время входил в курс дела. Впрочем, размышлять здесь некогда, просто надо работать, пахать с утра до вечера. Сроки в избирательном процессе конкретные, заднего хода, как и у самолёта, нет.
«АиФ в ВС»: - Работа трудоголиков, как я понимаю, не пугает. Дома-то как к такому режиму главы семейства относятся?
В.И.: - Привыкли, что я вечно «пропащий». Уходишь - все ещё спят, приходишь - уже спят. По субботам работаем, постоянные командировки. Все понимают, что сейчас непростое время: надо провести федеральные кампании, подготовиться к выборам в ЗС, воспитать смену, ведь в декабре следующего года полномочия комиссии заканчиваются. Как дальше будет - не хочу загадывать. Знаю одно: самые интересные выборы у меня ещё впереди.
Досье:
Виктор Васильевич Игнатенко родился в 1959 году в посёлке Архара Амурской области. В 1990-м был избран депутатом Иркутского областного Совета народных депутатов, а через год возглавил его. В 1996 году был избран депутатом Заксобрания Иркутской области, с 1997 по 2008 годы работал председателем Избирательной комиссии региона. 2009 - 2010 годы - заместитель губернатора Приангарья, в декабре 2010 года вновь возглавил облизбирком. Доктор юридических наук, профессор. Принимал участие в подготовке проекта Конституции РФ (1993).
Смотрите также:
- Марина Арбатская - об аномалиях голосования и эволюции выборов →
- Многопартийность в Приангарье: разнообразие или безобразие? →
- Для галочки: есть ли в Приангарье предвыборная интрига? →