Дела генерала губернатора. Как новый глава региона «вживается» в должность?

Игорь Кобзев уже побывал во многих социальных и образовательных учреждениях, в том числе в современнейшей школе №19 в Иркутске. © / Правительство Иркутской области

Прошёл месяц, как в Иркутской области новый глава – генерал-полковник внутренней службы, бывший заместитель министра МЧС России Игорь Кобзев. Для жителей региона он ещё «тёмная лошадка», спасатель, которого послала Москва для наведения порядка прежде всего в Тулуне.

   
   

Игорь Кобзев и сам не скрывает, что сейчас для него главная задача – завершить ликвидацию последствий паводка, а также разобраться с серьёзными экологическими угрозами, которые висят над Приангарьем уже не один год. Речь о БЦБК и «Усольехимпроме». Параллельно, конечно, приходится знакомиться с регионом, вникать в проблемы каждой отдельной территории. За месяц врио губернатора, помимо Тулуна и Нижнеудинска, уже побывал в Ангарске, Усолье-Сибирском, Байкальске, Куйтунском районе, Усть-Ордынском Бурятском округе. На очереди – Братск, Черемхово, Шелехов, Тайшет, Усть-Кут, Чунский район. На север области обещает добраться к весне. 

О своих первых впечатлениях о регионе Игорь Кобзев рассказал на встрече с журналистами, а также озвучил ключевые проблемы, решением которых ему предстоит заниматься. Кстати, на вопрос: «Будете ли вы выдвигать свою кандидатуру на осенних выборах губернатора, и если да, то от какой политической партии?» – Игорь Кобзев ответил кратко: «Поживём – увидим». А по поводу формирования новой команды, пояснил, что дал министрам и руководителям агентств трёхмесячный срок (именно на такой период с большинством из них продлены контракты) для своеобразной сверки позиций: если чиновников не устроит новый стиль руководства, то с ними придётся расстаться.

Особозначимые заявления врио губернатора мы попросили прокомментировать наших экспертов.

О личном

Конечно, всех журналистов интересовало, насколько ожидания совпали с реальностью, когда Игорь Кобзев прибыл из столицы в далёкую Сибирь, какие впечатления произвёл на него Иркутск, планирует ли он перевезти сюда семью.

«Мне здесь нравится. Нравится природа, люди, – ответил Игорь Кобзев. – Недавно приезжала жена, на неё тоже Иркутск произвёл хорошее впечатление. Скоро она с младшими детьми переедет сюда. Старший сын останется в Москве – у него нынче ЕГЭ, он отличник и не хочет срываться с места в последний момент. Средний сын в новом учебном году пойдёт в иркутскую школу (в какую, пока не определились), а дочка – через год первоклашка. Дети тоже уже знают, что папа работает в Иркутске, а не в Иркуце, как говорили вначале, показывают его на карте». 

Игорь Иванович признался, что в бытовом плане его неприятно поразил стиль вождения на иркутских дорогах, и добавил, что передвигается везде без мигалок – «иначе ещё хуже будет».

   
   

«Что касается работы, я предполагал, что будет нелегко, и, когда напрямую познакомился с работой губернатора, убедился: это тяжёлый труд. Сейчас я учусь! При этом передаю и свой опыт другим. Это определённый этап в жизни, который очень важен для меня, – подчеркнул руководитель области. – Чтобы быстрее войти в курс дела, максимально часто езжу в командировки, смотрю своими глазами города и деревни, общаюсь с жителями. Отдельный канал связи – соцсети. Стараюсь лично просматривать все обращения и направлять на обработку. Мне, как человеку военному, важно оперативно реагировать на любые внештатные ситуации. Это касается и обращений граждан».

Задали Игорю Кобзеву и вопрос по поводу его частых встреч с силовыми ведомствами.

«Это офицерская дружба. Мне важен объективный взгляд генералов силовых служб на те процессы, которые происходят в области», – пояснил он.

О шокирующем в Тулуне

Как и следовало ожидать, подробнее всего новый глава говорил на пресс-конференции о проблемах Тулуна и Нижнеудинска. С этими территориями он успел очень хорошо познакомиться, несколько раз выезжал туда в командировки и даже встретил там Новый год.

«Когда я первый раз прибыл в Тулун, для меня было шоком, что в пунктах временного размещения (а временно – это три месяца максимум) до сих пор живут 52 человека. Понятно, что у каждого своя ситуация, но всё равно это стало барометром оценки той работы, которая была проделана до меня», – поделился Игорь Кобзев, заверив, что до 1 февраля все пункты временного размещения будут закрыты, и больше к этому вопросу возвращаться не придётся. Сейчас в ПВР остаётся 20 человек.

Завершить переселение граждан, получивших жилищные сертификаты, планируют до 1 октября текущего года.

«Многие до сих пор не могут реализовать сертификаты, так как просто не могут купить дом или квартиру. Новое жильё не построено, за 6 месяцев, к сожалению, ни одного дома не сдано, а вторичка подскочила в цене в два раза. Никто не общался с людьми, не рассказывал о проектах по строительству, в результате было упущено время, и граждане купили квартиры за пределами области или на вторичном рынке. Нужно было изначально понимать: даёшь сертификат – строй жильё. Для меня было удивительным, что местные строители практически не участвуют в возведении жилья и соцобъектов в затопленных районах.  Если они не готовы работать, значит будут привлечены фирмы из других регионов», – твёрдо обозначил свою позицию врио губернатора. 

О «болезнях» здравоохранения

Говоря о реформах в социальной сфере, глава области остановился на нововведениях в здравоохранении.

«Я неоднократно слышал о том, что минздрав в регионе – это самое проблемное ведомство. Мы отстаём по многим параметрам, в частности, не выполняем программу строительства ФАПов, не хватает врачей, медицинские работники не удовлетворены оплатой труда. Поэтому принял решение назначить нового министра. В здравоохранении я вижу три основных направления: развитие первичного звена, телемедицины и информационных технологий», – сказал врио губернатора.

Применять новые подходы решено в первую очередь в Тулунской городской больнице, затем её опыт будут тиражировать в других медучреждениях.

О «зачистке» промплощадок БЦБК и Усольехимпрома

По БЦБК новое правительство определило три основных этапа, которые необходимо реализовать, чтобы раз и навсегда закрыть эту тему.

Первый – до начала весеннего половодья необходимо провести ряд мероприятий по селезащите, чтобы не допустить попадания содержимого карт-накопителей в озеро Байкал. Второй этап, основной, – определить технологию утилизации отходов, накопленных в период работы БЦБК. В состав экспертной группы, которая занимается мониторингом всех технологических решений, входят сотрудники Российской Академии наук. Третий – решить, что будет в дальнейшем на территории бывшей промышленной площадки комбината и не только. В этом вопросе Игорь Кобзев поручил учесть мнение местных жителей.

Что касается Усольехимпрома, решено создать дорожную карту и по ней поэтапно «зачищать» эту опасную промплощадку. Как заверил Игорь Кобзев, первые работы по ликвидации отходов начнутся в этом году.

Комментарий

Прокурор Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Сергей Зенков:

«Отрадно, что новое руководство области начинает решение проблем в затопленных территориях с основ – это реорганизация метеорологической службы, берегоукрепление, расчистка русел, разработка генеральных планов Тулуна и Нижнеудинска, в которых будут чётко разграничены жилые массивы, зоны опережающего развития, производственные площадки, дороги. Генплан точно ответит на вопрос: где можно проживать, а где нельзя. Это те серьёзные проблемы, решение которых позволит избежать повторения трагедии в дальнейшем.

Я не раз говорил, что главная причина затянувшейся ликвидации отходов на промплощадках БЦБК и Усольехимпрома – это отсутствие управленческого решения. Если оно последует, то все жители Приангарья скажут спасибо новому главе региона».

Юрий Шкуропат, президент Союза строителей Иркутской области:

«Говорить, что местные строители не хотят работать в зоне ЧС, не совсем правильно. В июле, сразу после наводнения, 9 строительных компаний были готовы приступить к возведению жилья и соцобъектов, но из-за бюрократических проволочек в стройках смогли участвовать лишь две фирмы. 

Нам предлагают: «Иди и строй, а потом дооформим документы», но люди боятся так работать. Сегодня пошёл строить, а завтра тебя взяли под белы рученьки. Должно быть всё по уму, по закону, все необходимые процедуры должны быть пройдены до начала строительства».

Кстати

Что касается финансовой помощи пострадавшим, то новый глава региона ввёл новый вид выплат - за потерю урожая из-за подъёма грунтовых вод. Она составит 10 тысяч рублей на каждого собственника земельного участка. Соответствующий указ будет подписан до 1 февраля, он затронет около 13,5 тысяч жителей области.

По предварительным расчётам, на предоставление новой единовременной выплаты понадобится 135 млн рублей.

Кроме того, сейчас готовится областная целевая программа по переселению из аварийного жилья граждан, дома которых пострадали от грунтовых вод и теперь не пригодны для проживания. Только в Тулуне таких усадеб около 2,5 тыс.

Смотрите также: