В прошлом люди считали, что если успеть загадать желание, пока падает звезда, оно обязательно сбудется. Сегодня мы понимаем, что метеоры – это сгорающие в земной атмосфере космические пылинки и камушки. Но если желание всё-таки очень хочется загадать или просто тянет полюбоваться падающими звёздами, сделать это можно в начале января. Каждый год в эти дни Земля встречается с метеорным потоком Квадрантиды.
О том, можно ли увидеть их в Иркутске, о недавней мощнейшей вспыгке на Солнце и других астрономических событиях января корреспондент irk.aif.ru поговорил с директором Астрономической обсерватории Иркутского госуниверситета, доктором физико-математических наук Сергеем Язевым.
Назвали в честь несуществующего созвездия
Метеорные потоки называют в честь созвездий, из которых они как бы вылетают. Квадрантиды получили своё имя в честь Стенного Квадранта – в XVIII веке созвездие предложил выделять французский астроном и математик Жозеф де Лаланд, но сегодня в международном «реестре» созвездий Квадрант отсутствует, его «разделили» между Драконом, Геркулесом и Волопасом. А вот поток сохранил прежнее имя.
Визуально наблюдателю на Земле будет казаться, что Квадрантиды «прилетают» из созвездия Волопаса, но это лишь иллюзия. Это остатки ядра кометы, которые, как и наша планета, вращаются вокруг Солнца.
«Это очень небольшие частицы, не крупнее миллиметра, – говорит Сергей Арктурович. – «В поперечнике» поток намного больше Земли, поэтому по всёму Северному полушарию Квадрантиды видны одинаково: хоть в Иркутске, хоть в США. В час можно увидеть 20-30 вспышек. В 2024 году пик потока придётся на 3-4 января».
Права, в городе метеоры не увидеть – будет мешать электрическое освещение. Кроме того, по данным Гидрометцентра, небо над Иркутском в эти дни может оказаться затянуто тучами, что помешает наблюдениям. Зато, если ночное небо всё-таки окажется чистым, свет Луны почти не помешает – большая часть спутника скрыта земной тенью.
Кстати, наблюдают метеорные потоки невооружённым глазом – у телескопа слишком узкое поле зрения.
У учёных есть и специальные приборы: две широкоугольных камеры: одна в Мондах на границе с Монголией, другая в Тункинской долине. Если метеор попадает в объектив обоих устройств, с помощью компьютера можно точно рассчитать, откуда он летел, с какой скоростью и на какой высоте сгорел в земной атмосфере.
Впрочем, Квадрантиды астрономов не слишком интересуют.
Мощнейшая вспышка с 2017 года
«Это обычный, ничем не примечательный метеорный поток, Земля каждый день пересекает какой-нибудь поток частиц», – говорит Сергей Язев.
По мнению учёного, гораздо интереснее другие астрономические события.
Во-первых, 3-4 января это время, когда наша планета находится в самой близкой к Солнцу точке – перигелии. Человеческий глаз этого не видит, а вот на приборах Солнце немного больше обычного.
Другое событие – мощнейшая (класса X5.0) вспышка на Солнце с 2017 года, которая произошла в новогоднюю ночь. Но так как «вспыхнувшая» область солнечной поверхности смотрела в сторону от Земли, то магнитных бурь это не вызвало – поток солнечных частиц пролетел мимо планеты.
«Будем считать это салютом в честь праздника», – шутит Сергей Язев.