Иркутск, 23 октября, АиФ-Иркутск. Кто такие современные кадеты? Можно ли в нынешних условиях растить мальчишек, искренне любящих родину? Есть ли он сегодня - тот «настоящий человек», Алексей Маресьев наших дней, которого можно привести в пример целому поколению?
Эти вопросы «АиФ в ВС» задал директору Иркутского гвардейского кадетского корпуса Илье АКСАМЕНТОВУ. Он рассказал, что идея кадетских корпусов в нашей стране возникла ещё два века назад. России приходилось много воевать, дети павших воинов оставались сиротами. Собрав таких мальчиков под одной крышей и обучив военному делу, государство решало сразу две проблемы - сиротства и обеспечивало себя крепкими кадрами. Именно такие дети в 1913 году становились иркутскими кадетами.
«Офицерские» и «социальные»…
Такие же ребята учатся военному делу и сейчас. Иркутский гвардейский кадетский корпус, возрождённый в 1999 году, носит статус сиротского. Вот только сиротами многие стали при живых родителях:
- «Офицерских детей», чьи родители отдали жизнь за родину, можно пересчитать по пальцам, - говорит Илья Аксаментов. - В основном, к нам попадают «социальные сироты» - те, чьи отцы и матери лишены родительских прав, много ребят из малообеспечнных, многодетных семей. Примерно треть - подростки, которых воспитывают матери-одиночки. Женщины боятся, что не сумеют справиться с сыновьями, и те будут расти по законам улицы.
- Мы объяснили, что не можем принять мальчика, он был ещё слишком мал, а в кадеты берут только с седьмого класса, - говорит Илья Аксаментов. - Тогда женщина сказала: мол, придётся его оставить. Я переспросил: «Отдать бабушке на воспитание?». На что она ответила: «Нет, оставить где-нибудь на вокзале. Что сейчас стало с этим парнишкой, неизвестно»…
Сейчас в иркутском кадетском корпусе учится сто человек. Первые полтора месяца для новичков - так называемый «карантин». Не все могут привыкнуть к жёсткой дисциплине, жизни по уставу, подъёму в семь утра и отбою в десять вечера. Процентов 10-15 отсеивается, а на их места берут тех, кто не прошёл отбор. Конкурс в училище высокий, на одно место претендует три-четыре человека. При этом, признаёт Илья Аксаментов, педагоги могли бы готовить и больше воспитанников, но нет казарм, где можно разместить мальчишек. Три года назад, после закрытия ИВВАИУ (иркутского высшего военного авиационного инженерного училища), в городе шли разговоры и о закрытии кадетского корпуса. Чудом удалось отстоять только половину прежней казармы.
Коррупцию победит…школа
- Как отличаются кадеты от своих «гражданских» сверстников?
- Мальчишки понимают, что такое дисциплина. А это очень важно в жизни, особенно для военной карьеры. Всё-таки большинство наших выпускников планирует связывать жизнь со службой родине. Понимание войсковой иерархии, правильное отношение к командиру, знание уставов, строевая подготовка дают большую фору при поступлении в военные училища. Да и в гражданской жизни, бесспорно, это важные качества.
- Многие говорят, что эта беда современного молодого поколения - отсутствие выдержки, концентрации, дисциплины…
- Я согласен с этим. Есть и ещё одна проблема: сегодня у нас в стране нет системы для подготовки гражданских госслужащих, - рассуждает Илья Геннадьевич, - а моральные требования к государевым слугам, бесспорно, очень высоки, и касаются они и дисциплины, и моральных качеств. Уже давно в воздухе витает идея создать на основе кадетских корпусов институт подготовки к государственной службе: военной, гражданской, правоохранительной.
Такая система, полагает наш гость, будет способна победить проблему коррупции, давным-давно набившую всем оскомину. В конце концов, сегодняшние кадеты, как и век назад, воспитывается под девизом «Душу - богу, сердце - даме, жизнь - родине, честь - никому».
- Сам быт кадета находится в прямой связи с патриотическим воспитанием: это не просто строевая подготовка или изучение устава, это понимание того, что ты готовишься делать на благо родины, - говорит директор.
На кого равняться?
- Сегодня остро стоит проблема героя, многие говорят, что нет ориентиров, на которых можно готовить молодежь. А вы можете назвать героев современности, достойных, чтобы привести в пример ребятам?
- Это действительно большая проблема. В последние 10-20 лет героизм и патриотизм вызывают меньше общественного внимания, чем материальное благополучие. Фокус сдвинулся с космонавтов и пограничников на людей, «сделавших карьеру». Мне кажется, современные герои - среди сотрудников спецназа и ФСБ, бывавших у нас в гостях. В Иркутской области, например, есть человек, который учит спецназовцев со всей страны обращаться с огнестрельным оружием. Как достать пистолет за доли секунды, пока соперник моргнёт, как увернуться от пули, как принимать молниеносные решения… Это уникальный мастер. Сейчас у нас учится мальчик Алексей Саломатов. Его отец, Максим Анатольевич, погиб при исполнении служебного долга в Чечне. Закрыл своим телом гранату, и ценой жизни спас нескольких человек. Повторил тот подвиг, что в прошлом году совершил Сергей Солнечников, майор Солнце. Своими руками мы сделали стенд памяти Максима Саломатова, но хотелось бы, чтобы на здании висела настоящая памятная доска. Пока на неё нет средств.
В прошлом году иркутский кадетский корпус сделал запрос в Центральный военный архив, чтобы узнать имена наших первых кадетов. В столице Приангарья многие знают печальную судьбу корпуса, открытого сто лет назад. Тогда не было сделано ни одного выпуска, корпус был распущен с приходом Красной армии. Всех кадетов и преподавателей с семьями было решено эвакуировать в Китай, но миноносец погиб в жестоком шторме. Спастись никому не удалось.
- На миноносце были подняты флаги «Погибаем, но не сдаёмся», - рассказывает Илья Аксаментов. – И капитан соседнего корабля, который не смог прийти на помощь из-за огромных волн, видел, как до последнего стоял на палубе маленький кадет с винтовкой…
В следующем году нынешнему, воссозданному корпусу исполнится 15 лет. И я надеюсь, что мы успеем в этому времени поставить в Иркутске памятник тонущему кадету, кадету, который не покидает пост на тонущем корабле.
Смотрите также:
- «Мы поняли, что останемся живы». Ветеран-поэт - о своем фронтовом пути →
- Правда или вымысел. Как относиться к переписыванию истории? →
- «Учите ребёнка не быть винтиком!» →