Читать не модно? Литература уже не владеет нашими умами

Путь поиска знание на библиотечных полках стал слишком трудным для читателей. © / Полина Седова / АиФ

27 мая Россия отметила День библиотек. Наш корреспондент  встретился с известным иркутским библиографом, чтобы поговорить о том, как снова научить людей читать.    
   

- В восьмидесятые годы сибиряки выстраивались в очереди за «толстыми журналами», впервые публиковавшими запрещённую литературу, в девяностые - за любовными романами и женскими детективами. Сейчас всё больше иркутян начинают проявлять интерес к истории родного города, его домов и улиц, но очередей в библиотеках уже не встретить, - говорит главный библиограф Централизованной библиотечной системы Иркутска, краевед и известный популяризатор книги Римма Михеева.

В своём небольшом кабинете, заставленном книгами, Римма Григорьевна не выглядит гостем из прошлого века. Она легко рассуждает о блогосфере, может назвать десяток любопытных литературных сайтов и прекрасно дружит с электронной книгой.

«Рамок» в профессии для Риммы Михеевой не существует. Она одинаково хорошо ориентируется и в литературе и современных технологиях. Фото: АиФ / Инна Пальшина

Свой взгляд

…Голос нашей героини хорошо знаком многим сибирякам. На волнах областного радио она ведёт сразу несколько передач: «Имена и даты», «Память жива», «Книжная полка». О литературе, читателях и любимых книгах в её эфирах беседовали не только писатели и критики, но и, например, городские чиновники.

- Даже на сложные темы с людьми нужно говорить просто, не «библиотечным», а живым языком, - убеждена Римма Григорьевна. Ей бывает удивительно, что современные авторы порой не могут найти сюжетов и скучно пишут о нашем прошлом, которое она видит как переплетение захватывающих историй. Один за другим собеседница достаёт из «копилки» любопытные факты из жизни Приангарья. Оказывается, например, что в заброшенном здании на улице 5-й Армии работал военным штаб-доктором человек, который вместе с писателем Иваном Гончаровым совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада». Что знаменитый святитель Иннокентий владел множеством ремёсел - от плотника до настройщика музыкальных инструментов, и это не раз спасало ему жизнь. Умение подмечать любопытные и живые детали историк называет «своим взглядом».

Дети больше не дружат с книгой. Даже ЕГЭ по литературе выбирают все меньше выпускников. Фото: Фото Валерия Христофорова

- В канун Года культуры я готовила статью для журнала «Педагогический мир» и задалась вопросом, почему же падает интерес к литературе. Ведь такое мы видим даже по выбору школьников на ЕГЭ: с каждым годом всё меньше выпускников решает сдать этот предмет, - рассуждает краевед т библиограф. - Я считаю, суть проблемы вот в чём: в школе сегодня преподают литературу теми же словами и формулировками (хотя они отжили своё!), которыми преподавали нашему поколению. Классическая литература тем и интересна, что имеет свой ответ на все времена. Только нужно высветить проблемы уже с позиции сегодняшней жизни, и вот этого наши педагоги не могут… Между тем по этой теме есть замечательные книги. К нам недавно поступил трёхтомник филолога Игоря Сухих «Русская литература для всех», где он очень доступно рассказывает о нашей классике. Есть сборник «Литературная матрица», написанный авторами современных книг: Петрушевской, Шергуновым, Кантором. И многие другие рассматривают русскую классику именно с позиции сегодняшнего дня, и порой это превращается в интересную игру.

Шедевры больше не пишут

В том, что мы перестали быть самой читающей страной, Римма Григорьевна не винит самих читателей. Она говорит, что внимательно следит за современными авторами и иногда встречает очень интересные вещи, но, увы, не видит той книги, которую описал Евгений Евтушенко: «Где та новая книга, хотя бы одна, Чтоб её прочитала вся наша страна, Перед сном благодарно припав к ней щекой, И проснулась хотя бы немножко другой?»

   
   

Остается надеяться, что потерянная любовь к чтению не приведет человечество к сценарию книги Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту». Фото: www.russianlook.com

- Но всё же нам есть к чему присмотреться. Например, на литературные вечера «Этим летом в Иркутске» приедет Евгений Водолазкин - очень интересный молодой автор, ученик академика Дмитрия Лихачёва. Его последний роман «Лавр» показался мне очень любопытным, - говорит библиограф.

Инна Пальшина, «АиФ-Иркутск»: - Можете ли вы назвать самые ценные книги, которые стоило бы прочесть любому человеку?

Римма Михеева: - Вряд ли. Ещё Лев Толстой брался за то, чтобы составить сотню великих книг, но так и не смог, после идею подхватили другие, но не могу сказать, что это кому-то удалось. Наверное, у меня больше сотни любимых книг и авторов, но из них мне трудно выделить самых-самых, не обидев кого-то. Ведь каждую книгу можно читать по-разному: взяв «Войну и мир» в юности, мы обращаем внимание на бытовые или любовные сцены, в зрелости - военные и философские. Когда-то нам интересен Чехов, когда-то Достоевский - всё зависит от нашей внутренней потребности. Иногда я могу почитать и Донцову, и не вижу в этом ничего криминального.

- А как, на ваш взгляд, должен выглядеть современный библиотекарь, чтобы людям было интересно?

- Мне кажется, библиотекарь - не просто человек, который выдаёт книги. Сегодня он должен владеть информационными технологиями, уметь найти в Интернете редкие книги, проанализировать, насколько та или иная тема уже освещена в сети, и знать не только сайт Википедии или Иркипедии. Плюс к этому, у хорошего библиотекаря должно быть чувство прогноза - нюх на то, чем будет жить страна, какие события станут волновать людей.

Римма Григорьевна приводит пример: как только Иркутск одним из первых вышел на митинг в пользу референдума в Крыму, она взялась за статью о том, что объединяет наш регион и вновь присоединённый к России полуостров. Общих «ниточек» нашлось множество: Петер Симон Паллас - известный географ 18 века, который составил карты Ангары и Байкала, известен и как исследователь Крыма. В Севастополе стоит памятник вице-адмиралу Корнилову - сыну иркутского губернатора. В Крыму похоронен иркутский меценат Владимир Сукачёв, там работали супруги-иркутяне Черных - самые известные в мире исследователи малых планет…

Должна ли, подчиняясь времени, измениться сама библиотека? На этот вопрос Римма Григорьевна отвечает фразой классика: «Гладко было бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить». Так называемый креативный класс много рассуждает о том, что библиотека нашего дня - выставочный зал, книгохранилище и интерактивный кинотеатр «в одном флаконе», двери которого открыты едва ли не круглосуточно. Но где найти деньги, чтобы создать такое чудо?