Рисунки из ссылки. В Иркутск привезли уникальный альбом княгини Трубецкой

Оригинал приехал в Иркутск лишь на девять дней. © / Юлия Вяткина / АиФ

Потомки княгини Екатерины Ивановны Трубецкой по линии её родной сестры Зинаиды Ивановны Лебцельтерн –  Жан де Винераль с супругой Солиной, графиня Беатрис де Тредерн, Мари-Анес Андрие с мужем Жан-Жаком –  впервые привезли в Россию альбом сибирских рисунков Екатерины Ивановны, жены декабриста Сергея Трубецкого, которая была одной из первых женщин,  последовавших за своим мужем в сибирскую ссылку.    
   

В 1839 году, после того, как Сергей Трубецкой отбыл каторгу на Нерчинских рудниках и в селе Петровский Завод (территория современного Забайкальского края), его вместе с семьей отправили на поселение в село Оёк Иркутской губернии. Именно тогда Екатерина отослала альбом сестре Зинаиде в Неаполь. С тех пор в России его никто не видел. Уже 175 лет альбом хранится у потомков графини Лебцельтерн. В данный момент он  принадлежит Клоду де Винералю, праправнуку Зинаиды Ивановны.  В Иркутском музее декабристов посетители могли видеть лишь копию этого альбома, подаренную ему графом де Винералем в 2001 году.

Для французских гостей музей Трубецких утсроил пресс-конференцию Фото: АиФ / Юлия Вяткина

- В семье моего мужа всегда уделяли особое внимание предкам декабристам, – рассказывает Солина де Винераль -  И мы были очень рады привезти сюда, в Дом Трубецких, сибирский альбом Катаж – так близкие называли Екатерину Ивановну. Этот альбом является документальным свидетельством, которое может поведать нам о жизни декабристов в Сибири. Но для нас это также символ тесной связи между Францией и Россией.

Графиня Беатрис де Тредерн демонстрирует свой труд. Фото: АиФ / Юлия Вяткина

Графиня Беатрис де Тредерн привезла с собой экземпляр своего двухтомного труда об истории рода Лаваль. Одна из глав книги посвящена княгине Трубецкой и её добровольной ссылке в Сибирь.

Рассказ начинается с момента, когда граф Жан де Лаваль эмигрировал в Россию в самом начале Французской революции. В Петербурге он работал дипломатом в Министерстве иностранных дел. Познакомился с русской девушкой из состоятельной семьи Александрой Козицкой. Это и были будущие родители Екатерины и Зинаиды. С этого момента и начинается тесная связь русских и французских кровей. Как заметил Жан де Винераль: «Хоть сейчас в нас уже мало русской крови, но русский дух силен».

Также на выставке покажут сборник, в котором впервые были опубликованы письма из личного архива Зинаиды Ивановны, в том числе ее переписка с сестрой.

Эти страницы хранят свидетельства о жизни декабристов в Сибири. Фото: АиФ / Юлия Вяткина

- Было найдено около тысячи писем периода 1817-1899 годов - говорит Мари-Анес, у которой ушло пять лет на кропотливую работу по обработке писем. – Эта семейная переписка обладает уникальной ценностью. Из этих писем видно, какое огромное значение граф де Лаваль придавал образованию своих детей, особенно обучению их русскому языку.  Около 78 писем составляет переписка Зинаиды с сестрой Екатериной. Почерк у Катрин был очень трудночитаемым, буквально в одну ниточку, поэтому признаюсь, я могла допустить ошибки, особенно в транскрипции имен. В книге, которая на данный момент вышла, опубликовано 750 писем. Работа будет продолжаться, уже не за горами второй том.    
   

Экземпляр книги,  написанной на французском языке, был подарен музею, перед которым встала трудная задача – перевести весь сборник. Предположительно, на это уйдет несколько лет, а пока сотрудники музея решили проводить вечера, на которых все любители истории смогут ознакомиться хотя бы с некоторыми письмами.

Специально для Дома-музея Трубецких гости заказали копию портрета княгини Екатерины, написанного художником Модюи в 1820 году.

Сохранять память о корнях важно для любого, даже не дворянского рода. Фото: АиФ / Юлия Вяткина

- Мы восхищены этими людьми. Они приехали сюда издалека, привезли драгоценный оригинал альбома Трубецкой, даже специально заказали репродукцию портрета. Достойно уважения то, насколько сильна их память. Посмотрите, какие труды они написали! Наизусть знают историю своего рода. Вот самая наша большая проблема – мы теряем связь с прошлым, не знаем своих предков. Спросите молодых людей - максимум, они могут знать свою прабабушку, и все. Нет опоры, на которой мы могли бы стоять. Не зная истории своей семьи, мы теряемся, не можем найти свое место. С таких людей, как супруги де Винераль и супруги Андрие, нам нужно брать пример, - уверена одна из посетительниц выставки Антонина Михайловна.

Виталий Барышников, министр культуры и архивов Иркутской области, также поблагодарил французов. - Безусловно, мы всегда готовы поддержать инициативы такого рода. Они укрепляют культурные связи между странами, способствуют межнациональному общению. То, что данные реликвии, а это действительно самые настоящие реликвии, побывали у нас, имеет огромное значение. Музеи – это память. А память обращена не только к прошлому. Это то, на чем основывается будущее.