Не испорченный золотом. Учёный Владимир Муллов - о служении и богатстве

На технологиях по-прежнему экономят, добывая золото дедовскими методами. © / www.russianlook.com

Цитируя одного из советских исследователей, Владимир Мулов называет науку «способом удовлетворения своего любопытства за государственный счёт». И признаётся, что в далёких шестидесятых захотел работать с золотом именно потому, что его крайне сложно добыть.    
   

- Я родился на Украине, в печально известном теперь Краматорске. В 1941-м нашу семью эвакуировали в Иркутск. Моя мама успевала и поднимать нас, троих детей, и как-то обустраивать быт, и по много часов работать на заводе… Она помогла мне усвоить важную мысль: где трудно, там и интересно, - вспоминает Владимир Михайлович.

Чтобы отделить от пустой породы алюминий или медь, бывает достаточно только одной технологии. Чтобы получить золото, нужно творчество: драгоценный металл крупицами прячется в огромных пластах земли и для разных условий нужны разные методы.

Владимир Муллов. Фото: Из личного архива

Учёные уже разработали немало способов золотодобычи, но и их порой бывает недостаточно. Владимир Муллов специализируется на самых упорных рудах - тех, что сложнее всего отдают жёлтый металл.

- Вообразите, в одной тонне руды сегодня в среднем содержится один грамм золота - маленькая горошина. И чтобы его извлечь, нужна огромная работа, при этом она должна быть экономически выгодна, - объясняет ведущий научный сотрудник. - Во времена СССР иркутские учёные считались лидерами в этом направлении, были лучшими в стране и одними из лучших в мире. У нас первыми начинали испытывать передовые технологии. Во времена перестройки, когда всё стало рушиться, о науке забыли. Чтобы выжить, мы работали по бартеру… за костюмы и сапоги. Многие исследовательские институты и заводы-гиганты в смутные времена просто исчезли.

Владимир Муллов говорит, что отголоски тех времён чувствуются до сих пор. Сегодня страна вынуждена покупать в Китае технологию золотодобычи, которую когда-то начинали разрабатывать в Иркутске. Тем не менее многое из советского наследия удалось сохранить. Ещё в девяностые иркутские исследователи показывали, что могут бороться: в 1995-м они опередили ряд российских и зарубежных коллег, предложив самую эффективную технологию для освоения знаменитого золоторудного месторождения Сухой Лог. Сегодня, по мнению Владимира Михайловича, сибиряки возвращают утраченное лидерство.

Сомнительная экономия

Казалось бы, при подобном раскладе у нас есть все условия для безбедного существования: и природные богатства, и лучшие технологии их добычи. Встаёт вопрос, почему с таким арсеналом наша страна столь серьёзно отстаёт по уровню жизни и от стран Запада, и от стремительно развивающейся Азии?

   
   
Фото: www.russianlook.com

- Не секрет, что передовые разработки часто остаются невостребованными. Многим бизнесменам проще не вкладывать в них деньги, не платить за использование патента, а вернуться к дедовским методам и работать по ним. При этом за пользование запатентованной технологией они, образно говоря, заплатили бы килограмм золота. А при добыче устаревшими методами станут нести огромные убытки, терять тонны. Но при этом будут уверены, что крупно сэкономили - возможно, таков менталитет, - рассуждает исследователь.

Он говорит, что в сегодняшних условиях в стране нередки и случаи воровства патентов: предприятие  может пользоваться чужой технологией и умело скрывать это, прикрываясь коммерческой тайной.

- Чтобы изменить такой механизм, нам просто необходим институт, который бы отстаивал права учёных, защищал их авторство, - уверен старший научный сотрудник. - С нашими возможностями и потенциалом учёный не должен быть бедным! Нужно поставить приоритеты на место и вернуть уважение интеллектуальному труду. Ведь часто тех, кто разрабатывает новые технологии - по сути, определяет будущее страны, ставят в такие условия, что им приходится заключать кабальные договоры, серьёзно недополучая за свой труд.

Меркантильность или наука?

Владимир Михайлович говорит, что скандальная реформа Академии наук не затронула его напрямую, но её отголоски он уже почувствовал. Один из сыновей исследователя - выпускник МГУ и аспирант РАН - вынужден сам искать деньги, чтобы поехать в командировку.

- Формально никто не лишает молодых учёных финансирования. Но чтобы получить командировочные, нужно потратить не один месяц, обойти уйму инстанций, собрать массу справок… К тому времени просто закончится полевой сезон! - констатирует Владимир Михайлович. - Мне с самого начала не понравилась идея реформы РАН. Как показывает жизнь, наши реформы заканчиваются полным выхолащиванием благих идей, по сути - убийством уже сложившейся, отработанной системы. Взять ту же медицину… В Иркутске это почувствовалось не так сильно, но в Москве - катастрофически, там сейчас крайне сложно получить медпомощь. И столичные доктора, зная, что мой сын - иркутянин, открыто советуют ему лечить ребёнка в Иркутске.

…На вручении высокой награды Владимир Муллов сказал, что и дальше готов служить Отечеству. Он убеждён, что в стране ещё остались те, кто воспринимает работу не как способ зарабатывания денег, а как службу и творчество:

- Я уверен, это можно сказать обо всех, кто вместе был со мной на награждении. Таких людей немало и среди моих коллег. Да, сегодня много коммерсантов, много тех, для кого главное - хорошая зарплата, дорогой автомобиль: возможно, время такое. Многие молодые учёные, понимая, что в коммерции они получат больше, готовы бросить своё дело. Лично я считаю, что меркантильность и наука несовместимы и каждый сам делает этот выбор. И в какой-то мере понимаю тех, кто готов отказаться от исследований ради денег, но если честно - им не завидую.

Смотрите также: