Чтобы помнили. К юбилею Победы иркутянин нарисует четырехэтажную картину

Пока картина украшает мастерскую художника, но вскоре он перенесет эскиз на фасад. © / Дарья Галеева / АиФ

Современным молодым людям День Победы и май 1945 года кажутся чем-то совсем далеким. С одной стороны, парады проводятся и фильмы снимаются ежегодно. С другой, все больше появляется желающих вымарать боль и утраты и выписать удобные для себя векторы истории. Большая круглая дата – 70-летие Великой Победы может стать объединяющим событием для всех россиян. Но как всколыхнуть сердца, которые уже не трогают пара гвоздик и георгиевская лента?    
   

В Иркутске в честь 70-летнего юбилея Победы может появиться памятная картина во весь фасад 4-этажного дома. Именно картина, нарисованная рукой мастера, а не простецкий баннер или плакат, который можно, не задумываясь, «прилепить» на стену, а через месяц так же безэмоционально снять.

Эскиз будущего полотна. Фото: АиФ / Дарья Галеева

Сейчас специалисты «подыскивают» для эскизов художника подходящие дома. Оба они должны быть в центре города, чтобы задуматься о войне, глядя на картины, могли не только местные жители, но и гости Иркутска. Скорее всего, картины размером в 4 и 2 этажа в итоге появятся на улицах Горького и Свердлова. Работу выполнит иркутский художник Антон Чернов. Он родился в Иркутске в 1987 году. Закончил художественную школу. Три года назад Чернов уже создал огромную картину - городской пейзаж высотой в два этажа. Будущую работу он также собирается выполнять в одиночку, единственное - ему помогут поставить и убрать леса. На всё уйдёт несколько месяцев. Несмотря на то что, как говорит сам автор, интригу сохранить не удастся, после завершения работ стены с рисунком затянут тканью и торжественно откроют в День Победы.

Соль на раны

- На эскизе, который я предложил, запечатлена встреча отца и сына, - рассказывает автор. - Мне самому очень близка эта тема. Нет, я не воевал, слава богу, просто мне пришлось не так давно пережить разлуку с сыном, и я задумался о том, какое мужество требовалось людям, чтобы уйти на фронт и надолго расстаться с самыми родными, не ведая, увидятся ли снова. Именно поэтому захотелось показать момент встречи победителей - живых и невредимых. Возможно, это самый ценный и светлый момент во всей нашей истории.

Антон тщательно продумывает все свои работы. Для будущей картины он выбрал эффект «сепии».  Фото: АиФ / Дарья Галеева

Дарья Галеева, «АиФ-Иркутск»: А не было идеи запечатлеть, к примеру, сцену боя? Это же более зрелищно…

- Когда произносишь слово «война», баталии предполагаются. Но говорить о них снова и снова - я считаю неправильным: вряд ли ветеранам хочется вновь «солить» свои раны, вспоминая самое страшное.

- Не боитесь, что что нынешней молодежи эта таема не интересна?

   
   

- Уверен, молодёжь разная. Кому-то тема близка и интересна, кто-то, наоборот, даже не задумывается об этом, несмотря на то, что в нашей стране вряд ли найдётся семья, где бы не было воевавших. Просто и ценности сегодня тоже бывают разными. Оглянитесь: вокруг нас столько товаров и производств, что за ними часто теряются простые человеческие отношения, семья. 

Люди перестали ценить друг друга, время сделало их более разрозненными, менее доверчивыми. Есть расхожая фраза: «С тобой в разведку не пойдёшь». Мне кажется, в наше время её говорят слишком часто, даже не понимая до конца, что она значит. Меня поражает, насколько сплочёнными были наши деды. Они смогли объединиться и найти общий язык в такое страшное время, изменившее их жизнь буквально за секунду. Сегодня в людях слишком много амбиций, какого-то гипертрофированного «эго», которое не позволяет так же выручать друг друга в сложных ситуациях.

- Это вы про нынешнюю обстановку, которая сложилась в мире?

- Я бы не хотел углубляться в политику. Мне просто хотелось показать достойный пример из жизни наших дедов, который точно заслуживает внимания. А уже каждый прохожий, посмотрев на картину, которую, надеюсь, успею написать до мая, внутренне откликнется на неё и хорошо, если о чём-то задумается.

Без рюкзака и адреналина

- Знаю, что вы собираетесь писать картину краской в баллончиках, которую часто используют для граффити. Антон, вы не думаете, что прохожие примут вас не за художника, а за одного из тех вандалов, которые просто пачкают стены?

- Подобный стереотип в обществе действительно есть. Когда кто-то видит человека с такой краской, автоматически причисляет его к ребятам-любителям «адреналинового впрыска», которые с гремящими баллончиками в рюкзаке убегают от полиции, нацарапав на полстены «Здесь был Вася». Я же буду выполнять рисунок в аэрозольной технике просто потому, что она лучше держится и не выгорает на солнце. Если всё будет хорошо, картины, исполненные таким способом, смогут «провисеть» на фасадах пять лет, прежде чем их нужно будет обновить.

«Хулиганские» краски в ответственных руках могут создавать шедевры. Фото: АиФ / Дарья Галеева

Люди всегда ищут в искусстве скрытые смыслы и межстрочные подтексты. Например, говорят: «У вас так много красных картин, вы, наверное, агрессивный человек» и «включают» психолога. А на самом деле, у меня просто 40 банок красной краски осталось, которую рука не поднимается выкинуть, вот и всё.

Хотя картины на фасадах я решил намеренно сделать нецветными - выполнить их в оттенках сепии (коричнево-жёлтая гамма. - Прим. авт.), чтобы было похоже на старую фотографию. А от чёрно-белой краски отказался: слишком мрачно.

- А таких «Васьков» не опасаетесь? Вы выполните глубокую работу, а они оставят на ней свой «росчерк». Кстати, именно из-за них многие думают, что молодёжь в целом деструктивна.

- «Вась» не опасаюсь, надеюсь на солидарность, скажем так, коллег. У меня уже был подобный опыт: я расписывал стену в два этажа на улице Сухэ-Батора в Иркутске, и за 2,5 года, что держится рисунок, на ней никто ничего не написал, единственное - немного гвоздём поцарапали.

Насчёт же того, что молодёжь деструктивная… Подрастают новые поколения, и у всех рано или поздно появляется потребность оставить свой след. А дальше каждый действует, сообразуясь с умом и воспитанием. Я вот придумал такие обои городского масштаба (улыбается), потому что созидать всегда лучше, чем разрушать. Если это, конечно, не демонтаж чего-то старого, чтобы освободить место под новое. Испортить много ума не нужно, а вот что-то наладить…