С прошлой пятницы в нашей стране действует запрет на ввоз некоторых продуктов из Штатов, Европы, Канады, Австралии и Норвегии. Чем аукнутся эти меры жителям Приангарья выяснял «АиФ-Иркутск».
Ввозим алкоголь, вывозим молоко
Чёрный список президента изобилует ассортиментом. В него попали говядина, свинина, птица, рыба, продукты из мяса, морепродукты, фрукты, овощи, орехи, сыры, молоко и молочная продукция. Как говорят в Иркутской таможне, на въезде такие товары просто-напросто развернут и отправят обратно. Но таможенники просят не сеять по этому поводу панику и называют долю ввоза съедобных товаров в область незначительной. Как выяснилось, продовольствия мы продаём в шесть раз больше, чем покупаем.
Говоря языком цифр, за первое полугодие 2014-го в Приангарье ввезли продуктов на 2 миллиона долларов, вывезли - на 12. Иркутская область в основном покупала овощи, фрукты и сырьё для мясокомбинатов у Китая, Таиланда, Узбекистана. А вот у Испании, Нидерландов, Финляндии, Австрии, Ирландии и других стран еврозоны регион приобретал по больше части спиртное, безалкогольные напитки, конфеты и какао. И то в небольших количествах.
Если же говорить про экспорт, то в основном нашими покупателями были Китай, Монголия и Корея. Они приобретали молоко, муку, крупу и мясо.
Однако, как объясняют экономисты, доля импортной продукции в нашем регионе несколько выше той, о которой заявляет официальная статистика Иркутской таможни: некоторые заграничные товары, особенно европейские, перед тем как попасть в область, декларируются на таможне в других регионах.
«Пинок» для производства… и цен?
Уже сложилось мнение, что санкции станут своеобразным «пинком» для местных производителей - полки супермаркетов освободятся от европейской свинины, австралийской кенгурятины и американских куриных ножек, а значит, продукцию родных фермеров «из соседней деревни» будут и продавать, и покупать охотнее. Но сами производители не уверены, что сразу смогут справиться с таким «госзаказом».
- Половину мяса мы привозим из других регионов и стран, - рассказал один из крупных производителей свинины из Усолья. - Если объёмы местной продукции останутся на том же уровне, неизбежен дефицит.
С ним отчасти согласен и председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве ЗС Кузьма Алдаров.
- Все понимают, что сейчас нужно замещать те продукты, которые мы больше не можем получать из США, Канады, Европы. Пока наладят таможенные договоры, оформят документы, организуют поставки и логистику, какой-то небольшой перерыв, конечно, будет, - объяснил он. – Но в целом, думаю, он пройдёт безболезненно: резких колебаний не предвидится ни по цене, ни по количеству необходимых товаров.
Но на счёт цен не всё так однозначно. По словам декана сибирско-американского факультета менеджмента ИГУ доктора экономических наук Надежды Грошевой, их рост неминуем. Притом не только на те продукты, которые оказались «за бортом».
- Например, вы для своего магазина заказали товары из Европы: внесли предоплату, забронировали транспорт, а после ввода санкций продукты на границе тормознули. Естественно, вы понесли расходы, которые будете компенсировать, подняв цены на другую продукцию, - поясняет Надежда Грошева. - К тому же, представьте: у вас на рынке было три фирмы - осталась одна. А спрос по-прежнему - на три. Разумеется, цены поднимутся. Хотя не на всё и не фатально.
Смотрите также:
- Запрет на ввоз мяса из Америки не ударит по ассортименту и ценникам на прилавках Иркутской области →
- В Иркутске повысились цены на апельсины, курицу и свинину →
- С иркутских прилавков «убежало» молоко →