Наедине с музыкой. Композитора из Иркутска отметил Родион Щедрин

Судьба сыграла с Анатолием Тепляковым злую шутку, а в ответ он решил сыграть на гармошке, которую ему купила мама. С тех пор жизнь Анатолия Теплякова связана с музыкой.

   
   

Иркутские театралы помнят спектакли драмтеатра имени Охлопкова и театра юного зрителя им. Вампилова с музыкальным оформлением Анатолия Теплякова. О творчестве иркутского композитора, лауреата международных конкурсов снят документальный фильм «Путешествие музыканта».

Состояние «Четвёртой симфонии»

- Когда я был школьником, нас водили на концерты в Иркутскую филармонию, - вспоминает Анатолий Тепляков. - Однажды мы слушали Четвёртую симфонию Чайковского, и в какой-то момент я словно… исчез: не чувствовал ни рук, ни ног. Всё вокруг куда-то пропало, оставив меня наедине с музыкой. Можно сказать, что выросли крылья, и я полетел, но это не так. Не было ничего - ни крыльев, ни окружающего мира. Только я и музыка. Это трудно объяснить и выразить словами.

Писать музыку нужно так, чтобы она помогла людям достичь подобного состояния. Человек должен пережить его хотя бы несколько раз. Даже одного такого мгновения достаточно, чтобы оно потом годами согревало душу, наполняя сердце теплом и отгоняя уныние, как огонь отгоняет хищников. Нам это нужно. Без этого мы - нелюди. Если кто-то этого ещё не понял, ему надо включить музыку, настоящую, а лучше - сходить на концерт.

В библиотеке Анатолия множество книг, написанных шрифтом Брайля. Фото: Из личного архива

Владимир Шпикалов, «АиФ»: - Музыка - самая верная спутница жизни, она встречает человека колыбельной и провожает его похоронным маршем. Значит ли это, что между музыкой и человеком существует какая-то особая связь?

- Из всех искусств - музыка самая близкая человеку. В мире столько книг, но многие ничего не читают. Ещё меньше ходят в музеи - нет желания, внутренней потребности. Однако вы не встретите людей, равнодушных к музыке. Другой вопрос, что кому-то что-то не нравится, но при этом человек всегда найдёт музыку себе по душе. Кто знает, быть может, эта любовь берёт своё начало с первых мелодий, которые новорожденному напевает мать.

- Вы многие годы работали с детским музыкальным театром. У вас есть произведения для детей?

   
   

– Сборник детских песен «Одуванчик» на стихи разных поэтов. С детьми я проработал почти 20 лет во дворце детского юношеского творчества во втором Иркутске. Режиссёром у нас была Зинаида Медведева. Когда она ставила спектакли по мотивам сказок, часто просила написать к ним музыку, что я и делал - быстро и с радостью. Позже сказки вдохновили на создание фортепианного цикла «Заметки из сетевого дневника» из 25 пьес для детей и юношества.

Что объединяет людей?

– Анатолий Иннокентьевич, вы неоднократный лауреат международных музыкальных конкурсов, победа в каком из них вам наиболее дорога?

- Самым важным, пожалуй, был международный конкурс имени Сергея Прокофьева в Санкт-Петербурге. В 2003 году конкурсная комиссия под председательством композитора Родиона Щедрина удостоила мой фортепианный цикл «Семь пьес для восьми рук» второй премии. Самое дорогое в этом - признание со стороны Родиона Щедрина. Мне очень близко его творчество.

Досье:
Анатолий Тепляков родился в селе Каменка Боханского района Иркутской области. С 1975 года по настоящее время работает с творческими коллективами Иркутского регионального отделения Всероссийского общества слепых. Он - заслуженный работник культуры РФ, член Союза композиторов России, автор симфонической, хоровой, камерной музыки, произведений для оркестра русских народных инструментов, вокальной музыки на стихи поэтов, в том числе Марка Сергеева, Анатолия Кобенкова, Владимира Скифа. Неоднократный лауреат международных музыкальных конкурсов.

- Музыку называют универсальным языком, не требующим перевода. Почему же тогда одни, по собственному признанию, ничего не понимают в «классике», а другие морщатся при слове «джаз»?

-При этом всех объединяет любовь к музыке. Тот, кто никогда не ходил в органный зал, мог не пропустить ни одного рок-концерта. Меня, например, мало трогает джаз. Почему? Не знаю. Больше интересует другой вопрос: а воспитывает ли музыка человека? Думаю, что да. Это не просто ублажающие звуки, в них заложен какой-то воспитательный элемент.

- В отношении художественного произведения принято давать оценки: «В романе говорится…» и далее следуют выводы о том, что хотел сказать автор. А музыкальное произведение можно оценить подобным образом?

- Иногда композиторы сами раскрывают смысл своих сочинений. Тот же Чайковский написал Надежде Филаретовне фон Мекк письмо с разъяснением замысла своей Четвёртой симфонии. Но далеко не всегда вы найдёте «авторский путеводитель». Тогда к делу приступают теоретики от музыки, но я отношусь к их выводам настороженно. Если в романе «Отцы и дети» и без комментариев Тургенева понятно, что речь идёт о конфликте поколений, то сделать однозначный вывод в отношении музыкального произведения практически невозможно.

– Анатолий Иннокентьевич, вы автор музыки для оркестра народных инструментов, есть в вашем репертуаре и сочинения для балалайки, баяна...

- Меня очень интересует фольклорное творчество, музыкальная архаика как коренных народов Сибири, так и русского народа тоже. Музыка предков, назовём её так, хотим мы этого или нет, всегда найдёт нужные струны в душе каждого из нас. Ведь в те далёкие времена люди не просто отвлечённо слушали музыку, как сейчас, они её исполняли - это было частью их быта.

Смотрите также: