Скандал на «бесплатной» дороге

Более 1200 км дорог и 18 мостов построено в тайге. © / www.midural.ru

До появления в регионе нефтяников и магистрального нефтепровода ВСТО многие посёлки в Якутии были отрезаны от «большой земли» и друг от друга. Со строительством нефтепровода вдоль всей его трассы появился технологический проезд для обслуживания трубопровода. Всего «Транс­нефть» построила более 1200 км и 18 мостов, что в условиях практически полного бездорожья стало, прямо скажем, спасением для населения. Сейчас по проезду могут бесплатно проезжать автомобили экстренных служб и ведомств, жители нескольких посёлков. С водителей, перевозящих коммерческие грузы, взимают плату.

   
   

Острая проблема

Компания «Сургутнефтегаз» за свои средства проложила технологическую дорогу в 115 км к Талаканскому месторождению, которая используется на таких же условиях. 3 февраля один из местных жителей на своём внедорожнике «в качестве протеста» перекрыл её и несколько часов отстреливался от службы охраны компании. Протест был связан с тем, что сотрудники КПП потребовали заплатить за проезд грузового автомобиля, которым управлял его сын. Как сообщили сотрудники «Сургутнефтегаза», на КПП предприятия мужчина отказался предъявить права и документы, подтверждающие его проживание в посёлке. Сам же он сообщил, что отказался показать содержимое ящиков в кузове автомобиля. Досмотр транспорта на КПП проходит на добровольной основе, однако нефтяники следят за соблюдением «сухого закона» на своих объектах, т.е. запрещают провозить водку.

Сразу после инцидента около 200 жителей Ленского района подписали коллективное письмо о том, что они лишены права, данного им Конституцией РФ, свободно передвигаться по территории России, направив его властям региона, в Госдуму и уполномоченному по правам человека в РФ. Очевидно, что для депрессивного региона с разрозненными тайгой посёлками проблема стоит остро. Однако также очевидно, что решать её должны власти региона, они же почему-то хотят «крайними» сделать нефтяников. Позиция «Транснефти» такова: если уж компания пришла в этот регион, то она, разумеется, идёт навстречу населению и разрешает, когда это возможно, пользоваться проездом. Но делать из технологических проездов полноценные дороги, содержать их, отвечать за аварии и инциденты - зона ответственности ГИБДД и местных властей, и делать это они должны на своей трассе. Как раз в Ленском районе есть альтернатива проезду ВСТО - автозимник, однако в этом году из-за вьюг его постоянно заметает. И хотя дорога на 100 км короче, чем проезд ВСТО, она намного хуже.

ФАС нарушений не нашла

Стоит отметить, что жалобы на высокие тарифы на проезд поступали не только от населения. В прошлом году ЗАО «Туймааданефтегаз» попробовало выбить себе льготные тарифы на провоз по проезду около 7 тысяч тонн груза. В просьбе было отказано. Также в прошлом году по жалобе ОАО «Дальневосточная энергетическая УК» ФАС провела судебное разбирательство: по мнению энергетиков, «Транснефть-Восток» установила слишком высокие тарифы, пользуясь своим монопольным положением. Однако комиссия ФАС пришла к выводу, что цена проезда «не превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли».

Очевидно, власти Якутии намерены развивать дорожную сеть в регионе чужими руками, перекладывая на других ответственность за решение этой проблемы. Ведь никто не говорит о готовности оплачивать хоть какую-то часть расходов по содержанию дорог совместно с «Сургутнефтегазом» или «Транс­нефтью», возмещать населению расходы на проезд. Строительство каждого километра вдоль ВСТО обошлось в среднем в 6,5 млн рублей. Каждые сутки содержание 1 км обходится нефтяникам, по данным за 2013 год, в 3687 рублей или в 1,711 млрд рублей в год. Сейчас руководство региона пытается вовлечь в скандал федеральные власти, чтобы те надавили на компании, в целях обеспечения интересовместных жителей, которые страдают из-за упрямства нефтяников.

Смотрите также: