Без романтики. В каких условиях тушат лесные пожары в Приангарье

Ветер и засуха не дают возможности быстро справиться с лесным пожаром в Ольхонском районе. © / Алексей Головщиков / Из личного архива

Работа над ошибками, кадровые решения и мобилизация ресурсов позволили Иркутской области в этом году не оказаться на вершине рейтинга российских регионов по площади лесных пожаров. Однако и благополучной ситуацию в Иркутской области назвать нельзя. Тайга вокруг Байкала продолжает гореть, по данным МЧС, на сегодняшний день для борьбы со стихией привлечено 13318 человек, и 1618 единиц техники, включая воздушные суда. По данным Гринпис России огонь уже прошел более 1,5 миллионов гектаров леса.     
   

В этом году на обстановку в лесах помимо человека очень сильно повлияли климатические условия - сухая жаркая погода и высокая грозовая активность способствовали возникновению пожаров в труднодоступной местности. Сложные очаги действуют вблизи Байкала, который затянуло густым дымом - он тянется из обоих горящих регионов. Из-за этого ощутимо сократился туристический поток. Но ситуация с пожарами взята под жёсткий контроль. А в областном правительстве началась внутренняя проверка на предмет оперативности реагирования ответственных чиновников на возгорания.

Фото: Из личного архива/ Алексей Головщиков

Грозная погода

Очагчаг на землях гослесфонда - недалеко от деревни Куреть в Ольхонском районе. Возгорание произошло 21 августа в горной местности. Причиной стали «сухие» грозы. По данным «Авиалесоохраны», в июле и августе в горах в этом районе фиксировалось до 3,5 тыс. разрядов за трое суток.

Павел Безматерных

«Видите, вершина обрублена? Это в неё грозовой разряд попал, - указывает мне на макушку лиственницы исполняющий обязанности заместителя председателя правительства Приангарья Павел Безматерных. - «Стреляет» часто в самых недоступных участках. Весной причиной 85% лесных пожаров становится человек, а летом немаловажную роль начинают играть грозы, и уже 22% происходит из-за них».

В день нашего приезда площадь пожара составляла 3,2 тыс. га. Огнеборцы занимались его локализацией, и этот процесс продолжается до сих пор. Борьбу с огнём ведут 172 человека - местные лесники и арендаторы, а также сотрудники «Авиалесоохраны» и МЧС, которые приехали не только из других районов Иркутской области, а ещё из Хакассии, Красноярского края, Республики Тыва. Несмотря на то, что лес горит в труднодоступной местности, авиацию к тушению не подключают: слишком сильная задымлённость, объясняет начальник Ольхонского филиала Ангарского лесохозяйственного объединения Николай Брянский. Используется только наземная техника и ручные средства пожаротушения. Машинами подвозят воду, а бульдозерами прокладывают минерализованную полосу, но рельеф сложный, и технике приходится буквально перепахивать скальник.

Фото: Из личного архива/ Алексей Головщиков

Скальник:
По состоянию на утро 1 сентября в Иркутской области действовал 21 лесной пожар на общей площади 26,5 тыс. га, семь из них - на особо охраняемых природных территориях в Иркутском, Качугском и Ольхонском районах на площади 6 тыс. га. Всего в тушении задействовано 1,5 тыс. человек и 200 единиц техники, в том числе семь воздушных судов.
«Работа идёт в очень тяжёлых условиях каменных россыпей, источников воды рядом нет, поэтому только отжиг навстречу основному пожару может остановить возгорание, - говорит начальник ФБУ «Авиалесоохрана» Владимир Гришин. - В любом случае с воздуха ни один пожар не может быть полностью потушен. Авиация способна сбить пламя, но окончательно ликвидировать очаг можно только работая на земле».

Жизнь в лесу

В тушении лесных пожаров нет никакой романтики, говорят огнеборцы. Работа тяжёлая, рискованная, психологически напряжённая. Опасность подстерегает повсюду. В Бурятии лесные пожары в этом году уже унесли жизнь спасателя - на мужчину упало дерево. Пожарные рассказывают о случаях, когда к ним выходили медведи, дезоориентированные огнём, а конкретно на этом пожаре в Ольхонском районе видели кабаргу и косуль с опалёнными шкурами.

   
   

Хакасская группировка парашютно-десантной пожарной службы приехала в Ольхонский район на тушение пожара с ликвидированных очагов Республики Тыва. Пожарные передохнули всего сутки и вновь отправились на борьбу со стихией. Таким образом, в общей сложности в лесу они находятся уже три месяца. На устройство быта не жалуются, говорят, что продуктов хватает, правда скучают по свежему мясу и молоку. Спят в палатках, а вышедшие из строя ранцевые огнетушители теперь играют роль душа.

Всего в тушении лесных пожаров в Иркутской области задействовано более 700 привлечённых из других регионов человек. Если взять ещё и Бурятию, то в двух субъектах только от «Авиалесоохраны» работают свыше 1,5 тыс. пожарных на самых сложных очагах, которые до прибытия подмоги не удавалось даже локализовать.

Где ты, ливень затяжной?

На пожаре в Ольхонском районе всё как будто настроено против человека. Скалистый рельеф осложняет тушение тем, что в каменных россыпях образуются пустоты, по которым пламя может переходить через минерализованную полосу. Эти пустоты приходится закапывать, говорит инструктор хакасской группировки парашютно-пожарной команды «Авиалесоохраны» Анатолий Тюдешев. Ещё на месте пожара много мелкого хвойного подроста, по которому пламя распространяется очень быстро - лишь за одну ночь оно прошло больше километра. Задача пожарных - с помощью отжига расчистить заросли и убрать подрост, чтобы не позволить огню набрать мощи и не дать ему перерасти в «верховик». Кроме того, справиться со стихией мешает ветер, который то и дело меняет направление и раздувает пламя во все стороны. И погода аномальная - на Байкале и так редко бывают дожди, а этим летом их нет совсем, ручьи и мелкие реки пересохли. Последний раз такой сильный лесной пожар был здесь в 2003 году, когда в районе горы Жима на Ольхоне сгорело 1,5 тыс. га леса.

С 25 июля в районе действует режим чрезвычайной ситуации. Населению запрещено выезжать в лес, на трассе, которая ведёт к парому на Ольхон, работают посты, где с проезжающих берут расписку в том, что они предупреждены о соблюдении правил противопожарного режима.

Фото: Из личного архива/ Алексей Головщиков

Нужно восстановить силы

У огнеборцев, приехавших из других регионов тушить лес в Ольхонском районе, лишь одна претензия к местным чиновникам - подмогу вызвали поздно, когда пожар вышел из-под контроля. В областном правительстве намерены разобраться по каждому факту распространения огня и принять кадровые решения, если обнаружится, что ответственные лица не отреагировали вовремя. А Следственный комитет заинтересовался деятельностью сотрудников ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», которое, по мнению правоохранителей, не приняло оперативных мер по тушению огня на особо охраняемых природных территориях.

Но, чтобы кардинально изменить ситуацию с лесными пожарами, меры надо принимать на самом высоком уровне, уверены сотрудники «Авиалесоохраны». По их мнению, развал лесного хозяйства привёл к тому, что сегодня регионы не могут оперативно мобилизовать силы и средства для тушения огня в тайге. Ресурсов просто не хватает. Численность парашютистов-десантников за постсоветский период сильно сократилась, лесничих тоже стало намного меньше, и возможности их ограничили, а ответственности не убавили. Парк техники восстанавливается не так быстро, как приходил в упадок, вот и бушуют каждый год лесные пожары в регионах страны, уничтожая тысячи гектаров тайги.

Комментарий

Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик:

Иван Валентик

«Регионы теряют свои подразделения авиалесоохраны, в основном это относится к Сибири и Дальнему Востоку. Поэтому необходимо искать решения по усилению материальной базы этого ведомства. Сегодня это 700 десантников, которые достаточно эффективно работают в регионах. Очень важно увеличить эту группировку вдвое, и у нас есть проработанное предложение, чтобы силы равномерно дислоцировать по территории России, сделав акцент на Сибири и Дальнем Востоке, где леса горят больше всего. Кроме того, очень важно обеспечивать качественный авиамониторинг для раннего обнаружения пожаров, нужна эффективная профилактика, локализация на малых площадях. Сегодня силы работают в основном на пожарах, уже распространившихся на километры, и это неправильно. Авиалесоохрана должна работать на упреждение, быстро локализуя очаги».