Борьба за лес. Нефтепроводчики помогли отстоять байкальскую тайгу

Нефтяники сражались с огнем почти месяц. © / Из личного архива

Для спасения лесов Приангарья агентство лесного хозяйства Иркутской области обратилось с просьбой о помощи к ключевым предприятиям региона, в том числе и к «Транснефть-Восток», которое, понимая значимость своей поддержки, направило в Ольхонский район 28 сотрудников компании и шесть единиц техники.    
   

Спасли две деревни

- Мы достаточно часто тушим лесные пожары вдоль нефтепроводов: Восточная Сибирь - Тихий океан и ещё двух, находящихся в зоне нашей ответственности, - Омск - Иркутск, Красноярск - Иркутск, но по привлечению агентства отправились на подмогу впервые, - говорит Александр Пучков, начальник службы пожарной безопасности ООО «Транснефть-Восток». - Мы понимаем, насколько ценные леса возле Байкала, и просто не могли остаться в стороне.

Команда нефтепроводчиков разбила свой собственный лагерь недалеко от местности Зундуки у маленькой речушки Зундучки.

- Три с небольшим недели жили в вагончиках, быт у нас был организован хорошо. Мы создали полностью автономное подразделение, не зависящее от подвоза продуктов и топлива, - рассказывает Сергей Щербак, начальник пожарной команды Иркутского районного нефтепроводного управления - филиала предприятия. - Утром отправлялись тушить, возвращались на обед, а после - снова принимались воевать с огнём.

Фото: Из личного архива

Нефтепроводчики не только сбивали пламя, но и делали минерализованные полосы. Где удавалось, использовали бульдозер, а в непроходимых для техники ущельях рыли вручную, используя лопаты. Благодаря такой полосе команде удалось остановить огонь в километре от деревни Зама.

- Широкой полосой перегородили путь кромке пожара, - вспоминает Сергей. - Сбивали огонь лопатами, тушили из «ранцев».

Второй очаг удалось ликвидировать у деревни Онгурён, к которой пламя подобралось очень близко - до домов оставалось всего 500 метров.

   
   

- 14 сентября туда пришёл большой верховой пожар: из-за сильного ветра появилась явная угроза посёлку, - делится инженер службы пожарной безопасности аппарата управления Андрей Командиров. - Сначала мы «караулили» возгорание, а потом, когда ветер изменился, стали окапывать и сбивать пламя водой.

Фото: Из личного архива

По щиколотку - в золе

Пожары у Байкала особенные - тушить их трудно из-за сложного рельефа и погоды: местность гористая, везде ущелья, постоянные ветра, меняющие своё направление, и, как ни странно, нехватка воды.

- Иногда бывало - потушим пожар, уйдём на ночь, а к утру поднимается сильный ветер и опять всё разгорается. К тому же, из-за обгоревших корней деревья падают, по поваленному же бревну пламя может перебираться даже через широкие минполосы, - говорит Андрей Командиров. - А уж если пожар идёт верховиком, то с ним вообще что-то сделать сложно: он «подтягивает» под себя воздух и тем самым увеличивает свою скорость. Верховик всегда страшный - его приближение нужно слушать: он идёт со скоростью до 20,0 м/с и гудит как паровоз.

По словам Александра Пучкова, на тушение отправились не только профессиональные пожарные, но и представители других профессий, которых обучили в добровольной пожарной дружине. Мероприятия проводились под руководством работников Ольхонского лесничества Геннадия Рыкова и Алексея Халтанова.

Фото: Из личного архива

- Люди трудились с отдачей, и хотя не все в этом деле профессионалы, действовали самоотверженно,- говорит он. - Начальник Ольхонского лесхоза Николай Брянский отметил слаженность и высокую ответственность людей  при выполнении поставленной задачи.

- Для человека, который раньше не сталкивался с такими пожарами, психологически сложно преодолеть себя и впервые подойти к огню, - добавляет Сергей Щербак. - К тому же, в лесу большие заросли багульника высотой по пояс, а он по своей структуре смолянистый - когда на него попадает даже маленькое пламя, «взрывается» факелом прямо перед тобой, и это очень страшно. Но после обучения ребята привыкли к огню и не боясь шли в бой.

Есть мнение, что лесной пожар раз в несколько столетий необходим тайге - помогает расчистить место для новых сильных деревьев, однако, как говорят нефтепроводчики, лес, «съеденный» огнём, зрелище не для слабонервных.

- Вместо зелёной тайги - чёрные палки, обугленные камни и горелая земля, на которую наступаешь - и нога по щиколотку проваливается в золу, - рассказывает Сергей. - Тот, кто хоть раз видел такое, всю жизнь будет беречь лес.

Смотрите также: