Горящие гектары полей - результат малоснежных зим и засушливого лета, из-за чего резко упал уровень грунтовых вод. И изменения ситуации специалисты пока не прогнозируют, а значит, нам придётся жить в условиях маловодья. По мнению экспертов, большинство очагов тления даже переживёт зиму, и в следующем году нас снова будет душить едкий дым. Значит, следует искать пути решения проблемы.
Как справиться с торфяными пожарами и можно ли найти применение торфу, выяснял корреспондент
«АиФ-Иркутск».
Назад в болото
Григорий Куксин, руководитель противопожарной программы Гринпис России:
Григорий Куксин |
«Ситуация с торфяными пожарами, подобная той, что сложилась в Иркутской области, не раз и не два наблюдалась в других регионах страны, начиная с советских времён. С 1990-х начала умирать торфяная отрасль, приходило в упадок сельское хозяйство. И чем больше становилось брошенных полей - тем сильнее обострялась проблема торфяников. Вы помните, что в 2010 году сильные пожары были в Подмосковье и соседних областях. Тогда долго друг на друга перекладывали ответственность за тушение пожаров и их предотвращение. В конце концов власти вложили много денег в обводнение осушенных торфяных болот. Правда, финансы не очень рационально, на наш взгляд, были освоены, но с переменным успехом с проблемой справились. Пример Московской области я бы не советовал копировать, потому что он очень дорогой: там строили новые каналы, насосные станции и т.п. Некоторые регионы пошли по другому - более экономичному пути. Они, грубо говоря, закопали канавы, которые в своё время были сделаны для того, чтобы вода ушла из болот. И в Иркутской области на некоторых торфяниках было бы достаточно сделать перемычки, но этим нужно заниматься весной, когда тает снег и воду можно удержать в канавах. Обводнением залежей нужно заниматься, потому что торф в тех объёмах, в которых он в советское время был осушен, в ближайшие годы нам не понадобится. В качестве топлива он не котируется, проигрывая нефти и углю, а в сельском хозяйстве используется в небольшом объёме».
Пустить на топливо
Сергей Мочальников, директор департамента угольной и торфяной промышленности Министерства энергетики России:
Сергей Молчальников |
«Минэнерго России считает вопрос развития торфяной промышленности в стране одним из приоритетов государственной политики в сфере использования местных видов топлива. Проекты по добыче, переработке, выпуску торфосодержащей продукции могли бы создать дополнительные производственные мощности. В регионах основной сферой использования торфа в энергетических целях может стать малая энергетика, то есть небольшие генерирующие установки и комплексы мощностью до 25 Мгвт.
Необходимо стимулировать применение торфа в качестве топлива на объектах жилищно-коммунальной инфраструктуры, который наиболее целесообразно использовать в пределах 50 км от места добычи, чтобы сократить транспортные затраты, снижающие его конкурентоспособность. У Владимирской области есть опыт по использованию торфа в качестве топлива для коммунальных нужд, строительству котельных на торфяном топливе. Этот регион может стать пилотным по развитию торфяной промышленности России».