Для кого «вертеп»? Рок-оперы можно ставить и с куклами

Театр кукол - это не «мимимишные» представления. © / Из личного архива

Корреспондент «АиФ-Иркутск» встретился с Юрием Уткиным, главным режиссером Иркутского театра кукол в его «каморке» накануне всемирного Дна театра 27 марта за десять минут до третьего звонка. В этот день в театре давали «Маланью - голову баранью» русского классика Николая Лескова.

   
   

С закрытыми глазами

Андрей Москов, «АиФ-Иркутск»: - Юрий Анатольевич, всегда был уверен, что кукольный театр - зрелище для детей, а сейчас в холле театра видел афишу трагикомедии для взрослых…

Юрий Уткин: - К сожалению, вы тоже жертва стереотипа, согласно которому кукольный театр - детская забава. И с одной стороны такой стереотип оправдан, потому что на заре советской власти кукольный театр для детей должен был быть в каждом городе. Это позволяло вести пропаганду «хорошего» и «плохого» среди подрастающего поколения. И театры строили с ориентировкой на то, что туда будут массово ходить именно дети. Однако театр кукол существует намного дольше. Даже дольше, чем драматический. Ни одно гуляние - та же масленица - не обходились без кукольного представления. А ещё раньше кукла использовалась в обрядах и была символом. Эти действа всегда были взрослыми. За границей только последние лет пятьдесят в кукольных театрах стали делать детские спектакли, а раньше это всегда были взрослые представления, во Франции, Италии, Германии. Пульчинелла вечно генералов и богатеев бил, а Панч - так тот вообще всех своих детей перерезал и в окно выкинул, а жену сварил в кастрюле… Совсем не детские сюжеты. Они же игрались и в марионеточных мини-театрах в домах богатых людей. Правда, ещё был вертеп - церковные кукольные представления по библейским сюжетам, такие спектакли тоже детскими не назовёшь.

Юрий Уткин.  Фото: Из личного архива

- А как современная публика воспринимает кукольный театр? Вы экспериментируете, чтобы завлечь зрителя?

Досье:
Юрий Уткин закончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства. Работал главным режиссёром Братского театра кукол «Тирлямы», Хабаровского краевого театра кукол. С марта 2005 года - в Иркутском областном театре кукол «Аистёнок». Награждён премией Союза театральных деятелей им. М.М. Королёва в номинации «За воспитание актёрской смены».

- В Иркутске, как и в большинстве сибирских «купеческих» городов люди привыкли ко всему относиться традиционно, в том числе и к кукольному театру. И большинство горожан даже не знают о некоторых наших постановках. За одиннадцать лет работы здесь я поставил ряд спектаклей для взрослых, сделал несколько кукольных рок-опер, даже поставил спектакль для слепых. Ездили с ним на международный фестиваль! Кстати, в мире всего три подобных постановки вместе с нашей.

- Как это - театр для слепых? Тем более - кукольный!

- Это театр ощущений. Идея пришла в голову литовскому режиссёру Каролине Жерните, и несмотря на то что все отнеслись к этому как к утопии, у неё получилось! Я увидел её работу и сказал: хочу поставить такой спектакль у нас! Тем более что Каролина Жерните разработала своего рода методичку - можно брать любую пьесу, но её нужно адаптировать так, чтобы она была максимально тактильна и настроена психологически под человека незрячего. Пришлось обращаться к профессиональному драматургу. Мы выбрали «Калиф-аист». Нам показалось, что слепому интересной покажется именно эта пьеса: в ней достаточно ощущений. Зрителю завязывают глаза, ведут через улицы Багдада, усаживают на топчаны, угощают чаем и рассказывают сказку. И при этом зритель ощущает то, о чём слышит: его касаются, на него дует ветер, он чувствуют лёд, воду, по нему бегают пауки. И когда зрители снимают с глаз повязку… Они настолько счастливые! Говорят: «Мы знали, что где-то есть такой театр, но понимали, что для нас это… никогда. А сейчас это произошло с нами!» Причём подобные постановки уравнивают зрячих со слепыми: одни зрители сидят с завязанными глазами на сцене, другие находятся в зале - спектакль можно смотреть глазами. Поэтому на него часто приходят по два раза, говорят: «Хочу «посмотреть» его с завязанными глазами!»

   
   
Фото: Из личного архива

- А кукольная рок-опера - это что за ноу-хау?

- О «Пристани алых грёз» - спектакле по «Алым парусам» Александра Грина. Тоже не детская постановка. Вообще, когда иркутяне узнают, что в Театре кукол есть взрослые спектакли и что такой театр вообще есть в городе, я слышу: «Дети почти выросли, а мы здесь в первый раз и видим, что кукольный театр - это не варежка на руке». Многие ведь думают, что кукольный театр это игрушка, лепечущая «ми-ми-ми», - только так и никак больше.

Некуда прийти

- Чего вам не хватает для того, чтобы привлечь в театр больше зрителя?

- Только одна проблема - помещение. У нас нет ни репетиционного зала, ни малого «камерного», даже вся «бутафорка» хранится на втором этаже на балконе буквально у меня за дверью. Здание старое, но мы уже приготовили проект реконструкции. И территория для этого есть, только денег нет. Обещают, обещают - не дают. Сейчас во всех «соседних» областях нормальные хорошие театры - в Омске, Томске, да в том же Барнауле построили трёхэтажный театр, хотя он мало где «светится». Там есть место, куда и взрослый человек, и ребёнок могут прийти и соприкоснуться с другим миром. А у нас наград - не перечислить, и международных в том числе, но, наверное, иркутский зритель этого не достоин. Не говорю уже об инвалидах - их на руках заносят в помещение, потому что пандуса нет. Мы могли бы делать инсталляции, перфомансы, да столько всего такого, от чего у людей менялось бы мышление! Конечно, и в нынешних условиях стараемся те же инсталляции помимо спектаклей устраиваем, но… Мы слишком зажаты в пространстве, чтобы «пиариться» в афишах по всему городу, и тем более по всей стране. Мне кажется, для того чтобы говорить о современном кукольном театре, нужно, чтобы человек пришёл сюда в нормальные условия и увидел, каким может быть современный кукольный театр. А к нам прийти по большому счёту пока некуда.

Фото: Из личного архива

- Тем не менее, чем-то же вы привлекаете зрителя! Думаю, всё дело в репертуаре. Как вы выбираете пьесы?

- Всё очень просто: пьеса должна быть о реальных человеческих чувствах и качествах. Зрителя можно удержать только тем, что он сам чувствует, причём искренне чувствует. Не об однодневном, а о том, что тебя всегда будет касаться: семья, любовь, дети, родители. Ведь всегда будет что-то, что человек либо уже пережил, либо понимает, что это с ним когда угодно случится. А для детей? Лесков! Вот какие пьесы должны быть! Но сейчас для подростков никто такого не пишет, чаще ерунду какую-то. Собственно, для них сейчас вообще почти ничего не пишется. И раньше детских драматургов было немного, а сейчас совсем мало стало: для детей ведь дешевле писать, для взрослых же строчить - больше заработок. А если что подростковое и пишется - читать не хочется, такое ощущение, что наших ребятишек пытаются целенаправленно разложить. Или это просто бессовестное зарабатывание денег. Читаю, меня хватает максимум на пару страниц - это же, как нужно не любить детей, чтобы писать такое! Поэтому 75-80% моего постановочного материала - это классика. И знаете, дети смотрят её с удовольствием!

Смотрите также: