Александр Гаврилюк: «Нужно получать удовольствие от любой работы»

   
   

Поводов для встречи с ректором Восточно-Сибирской государственной академии образования Александром

Гаврилюком в конце уходящего года выдалось сразу два. Во-первых, академии нынче исполнилось 100 лет, во-вторых, грядущий 2010-й объявлен годом Учителя. А с кем, как ни с ректором педвуза, можно поговорить о настоящем и будущем современного учительства…

- Старейший вуз Приангарья Иркутский государственный педагогический университет подошёл к своему столетию в новом качестве. Отныне выпускники вуза будут получать дипломы Восточно-Сибирской государственной академии образования. Александр Викторович, чем продиктовано переименование и как оно отразилось на учебном процессе?

- Изменить тип учебного заведения нас побудила логика. Оценив ситуацию в стране и на рынке образования, мы поняли, что можем существовать в новом качестве. Став академией, вуз остался верен себе. Это было осознанное решение. На собрании трудового коллектива преподаватели и студенты единогласно признали, что вузу нужно сохранить свою нишу - нишу образования и не начинать готовить, например, самолётостроителей. Изменение типа учебного заведения пошло лишь на пользу вузу. На базе академии появилось два института - педагогический и институт психологии. На образовательный процесс данное нововведение повлияло только с лучшей стороны.

Старые кадры - на пенсию

- В педвузе всё дышит историей, начиная от старинных зданий корпусов и заканчивая сильными научными школами…

- Это обычное явление: чем старше вуз, тем больший накоплен потенциал. Ведь школы, традиции формируются десятилетиями. Кстати, педвуз был первым учебным заведением в Иркутске, поэтому и стал основой для создания ряда других вузов. Сегодня на нас продолжают равняться, и это заставляет подтягиваться, идти в ногу со временем. Я глубоко убеждён, что обучать будущего учителя в плохих условиях - преступление. Ведь педагог несёт в массы, тиражирует несколько поколений подряд то, что он получил в вузе.

- Есть профессии, без которых немыслимо представить себе нормальное человеческое общество. Педагог, учитель, воспитатель - из их числа. Каким, по-вашему, должен быть современный учитель?

   
   

- К сожалению, современная школа держится на старых кадрах. Не спорю, это хорошие педагоги, но не для нашего времени. Учительство - это идеологизированная система, которая работает на власть. Вспомните историю: до Великой Октябрьской революции школы удовлетворяли потребности своего времени. Революция закончилась - и всех преподавателей за ненадобностью отправили на Колыму. Затем до 1924 года выпускали строителей капитализма, к 1927 году учителей перековали на воспитание строителей социализма. Затем понадобились строители коммунизма, а следом - капитализма. Российская школьная система строилась на командном методе обучения - как учитель сказал, так и правильно. Педагог был носителем информации, сейчас это место заняли различные технические средства. Появился Интернет, сотовые телефоны, поэтому нередко школьники бывают более осведомлёнными, чем педагоги. Современный учитель должен владеть методиками развития и направлять ребёнка в том русле, в котором у него есть потенциал.

В идеале для развития современной школы нужно все старые кадры отправить на пенсию, потому что большинство из них уже невозможно переучить, и набрать молодёжь. Но это должно проходить цивилизованно.

Учитель - чуть ли не ругательное слово

- Но молодёжь не загонишь в школу.

- Согласен, сегодня учитель - это чуть ли не ругательное слово. Причём сами учителя советуют школьникам получать экономические знания и ни в коем случае не идти в педагоги. Это стихийное поведение, которое дезориентирует ученика. Не все ведь должны работать в торговле. С другой стороны, почему-то общество не обеспокоено тем, что специалисты по геологоразведке никому не нужны, они выпускаются в никуда, а вот о том, что в школу идут всего 30% выпускников, трезвонят на каждом углу. Так вы создайте соответствующие условия труда, чтобы профессия учителя была престижной и востребованной!

- Педвуз один из первых перешёл на двухуровневую систему высшего образования. Каковы её основные плюсы и минусы?

- Когда студент учится на специалитете, то его спрашивают: «Кем ты будешь?» При обучении на бакалавриате такой вопрос некорректен. Бакалавр - это не профессия, это базовое образование в каком-то направлении. В Европе, например, ценится количество направлений, а у нас считается престижным расти в одном направлении. Однако когда европеец оказывается в тяжёлом положении, он меняет род деятельности, а россиянин идёт в дворники, потому что он не может оперативно перестроиться на другую сферу или отрасль.

Возможно, когда-то российская система образования была самой лучшей. Сейчас она оказалась самой непригодной. Когда-то автомобиль «Волга» тоже был одним из лучших в мире, но сейчас почему-то никто не хочет на нём ездить.

- Александр Викторович, а как вы пришли в профессию?

- Я поступил тогда ещё в Иркутский педагогический институт по совету своей учительницы математики Анны Семёновны Пикулиной. Мой выбор пойти учиться на физический факультет педвуза был воспринят родителями абсолютно никак. Когда я сообщил им, что поступил в институт, отец спросил: «А кто тебя кормить будет?» С того дня я не взял у родителей ни рубля. 14 сентября я уже работал сторожем в кафе. Потом устроился в детский сад, где по ночам охранял помещение и ставил тесто на пирожки. Кстати, я добросовестно соблюдал технологию и утром повара говорили, что у меня лёгкая рука.

В ректоры не собирался

- Вы были прилежным студентом?

- Я не ходил на многие занятия, но экзамены сдавал только на хорошие оценки и всегда получал стипендию. После распределения декан Павел Петрович Михалёв предложил мне остаться на кафедре ассистентом. Потом я перешёл в проблемную лабораторию, занимался наукой, защитил диссертацию. Вскоре меня всё-таки вновь уговорили вернуться на кафедру физики. Став её заведующим, я не собирался в ректоры. Но министерство образования своим приказом назначило первым проректором вуза. Спустя полгода, после трагической смерти нашего ректора, меня временно поставили на его место. А через год коллектив вуза единогласно избрал ректором.

- Не сложно с коллегами, всё-таки коллектив женский?

- Я всю жизнь работаю с женщинами. Так устроено наше общество, что мужчине стать начальником просто, надо только иметь подходящую внешность и галстук - и женщины сделают его начальником. Но всю рутинную работу выполняет «слабая половина». Женщины более ответственны и добросовестны. За годы работы в дамском коллективе я усвоил главное правило: женщины должны быть равноудалены от мужчин, тогда они работают. Начальник мужчина не должен чётко выражать свои симпатии к коллегам, он должен быть нейтральным.

- Коллеги говорят, вы трудоголик…

- А что человек должен делать? Лежать? Для меня самое противное - ничего не делать. Я не пойму, почему люди так стремятся к этому. Человек должен получать удовольствие от любой работы.

- А как отвлекаетесь от каждодневных забот?

- Чаще всего совмещаю командировку с отдыхом. Не понимаю рыбалку, охоту и прочие мужские развлечения. Мне ещё дед говорил: «Кто охотит и удит, у того ничего не будет».

- Александр Викторович, как планируете встречать Новый год?

- Традиционно - у телевизора: если хорошая программа - до 5 утра, если нет - то лягу спать раньше. Не люблю уезжать на Новый год куда-то или ходить в гости. Это семейный праздник.

КСТАТИ:

По словам Александра Гаврилюка, в 2009 году у вуза произошло много приятных событий. Одно из немаловажных - сдача в эксплуатацию после реставрации учебного корпуса №2, что стало возможным благодаря привлечению вузом средств из федерального бюджета. А город получил в подарок прекрасно отреставрированный памятник архитектуры. Кроме того, в связи с переходом на новую систему оплаты труда удалось повысить зарплату преподавателям и сотрудникам академии на 36%, а также увеличить бесплатный приём абитуриентов ещё на 1016 студентов.

Главная задача года наступающего для коллектива академии - осуществить хороший набор студентов. Есть и хозяйственные вопросы: надо отремонтировать общежитие для студентов и частично ввести в эксплуатацию еще один реконструируемый корпус.

Смотрите также: