И какие бы ни были времена, он всегда выполнял своё главное предназначение - готовил педагогические кадры. Речь идёт о старейшем вузе Приангарья - учительском институте, правопреемником которого является Восточно-Сибирская государственная академия образования. В минувшем 2009 году она отметила столетний юбилей.
Листая страницы истории…
История ВСГАО - это история научных открытий, творческих достижений, это судьба людей, посвятивших свою жизнь подготовке учителей. По истории академии можно легко проследить этапы становления системы высшего образования в Иркутской области, ведь именно создание педвуза стало точкой отсчёта для высшей школы Приангарья. 1 июля 1909 года «по Высочайше утверждённому императором Николаем II распоряжению министра народного просвещения А. Н. Шварца» в Иркутске был открыт учительский институт, в котором готовили педагогов для уездных и городских начальных училищ. Тогда в штате института значилось только семь преподавателей, при этом четверо из них имели научную степень кандидатов. Учебное заведение работало по самым передовым для того времени образовательным программам Санкт-Петербургского учительского института. Курс обучения составлял всего три года. В структуре учительского института действовало двухклассное народное училище, оно же было базой для производственной практики. Студенты третьего курса института давали здесь первые уроки. За время своего существования Иркутский учительский институт подготовил 148 учителей для иркутской и сельской губернии, а также Якутии и Забайкалья. Изначально на педагогов учили только юношей, первая девушка-студентка поступила в институт в 1916 году.
В 1920 году учительский институт получил статус высшего учебного заведения и новое имя - Восточно-Сибирский педагогический институт народного просвещения. Спустя год вуз вошёл в состав Иркутского государственного университета как педагогический факультет. А в 1931-м был вновь преобразован в самостоятельный Восточно-Сибирский индустриально-педагогический институт.
Традиции главного педагогического вуза Приангарья унаследованы многими учебными заведениями Сибири. Так, на базе бурят-монгольского лингвистического отделения пединститута образован Улан-Удэнский педагогический институт, якутское отделение реорганизовано в Якутский государственный университет, а отделение иностранных языков стало фундаментом для создания Иркутского института иностранных языков, ныне лингвистического университета. 60-70-е годы 20 века - период активного развития научной деятельности. Именно тогда в вузе были сформированы ведущие научные школы. Закономерным итогом пройденного пути стало присвоение в 1997 году пединституту высшей образовательной категории - статуса университета.
Однако в июле 2009 года наступил очередной, не менее интересный и насыщенный, этап развития вуза. Иркутский государственный педагогический университет преобразовали в Восточно-Сибирскую государственную академию образования. Изменение типа учебного заведения пошло лишь на пользу вузу. На базе академии появилось два института - педагогический и институт психологии. Педагогический объединил в себе факультет педагогики, факультет дошкольной педагогики и психологии, а также кафедру общей педагогики. В результате сейчас в институте действует пять кафедр.
Не изменяя себе
- За век своего существования вуз менял названия и структуру, но, несмотря на это, отношение к процессу обучения оставалось неизменным, - подчёркивает проректор по учебной работе ВСГАО Ольга Кузнецова. - Главным принципом в работе преподавателей всегда были ответственность и осознание особой роли учителя в обществе.
Педагогический вуз - особый вуз. За 100 лет он ни разу не изменил себе, продолжая готовить педагогов для образовательных учреждений области и города. Даже когда большинство вузов начали выпускать модных тогда специалистов - экономистов, юристов и пр. - наш вуз по-прежнему готовил учителей. Даже когда все бросили плановый бюджетный набор и занялись коммерческим, мы не погнались за прибылью и сохранили бесплатные места.
В результате сегодня среди иркутских высших учебных заведений Восточно-Сибирская государственная академия образования занимает первое место по количеству бюджетных мест. Все студенты-бюджетники получают стипендию. Детям из малообеспеченных семей и сиротам помимо социальной стипендии выплачивают вузовскую. Кроме того, таким категориям студентов в конце обучения академия выделяет так называемые «подъёмные» в размере 50 тысяч рублей.
Вуз сегодня
Факультеты, институты, лаборатории, аспирантура, докторантура, научно-исследовательские центры, библиотеки, филиал в городе Усть-Илимске, учебные корпуса, общежития, базы практики и отдыха - за свою историю вуз развился до современного образовательного комплекса. Несмотря на 100-летний опыт, он неизменно молод и полон сил. Сегодня здесь обучается около 8 тысяч студентов по 34 специальностям и 6 направлениям, сложилась система дополнительного образования, созданы образовательный центр для иностранных граждан и центр иностранных языков, работает институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, сформированы ключевые звенья послевузовского профессионального образования: магистратура, аспирантура и докторантура.
Следуя многолетней традиции, преподаватели академии уделяют особое внимание научно-исследовательской работе всех уровней и направлений. Научные разработки, ведущиеся в стенах академии, имеют не только фундаментальное, но и прикладное значение. Так, в настоящее время успешно применяются или осваиваются многие инновационные методики обучения, предложенные студентами или преподавателями вуза.
- Наша академия по праву считается центром, координирующим профессионально-педагогическую деятельность образовательных учреждений области, - отмечает ректор ВСГАО Александр Гаврилюк. - У вуза есть всё необходимое для этого. Прежде всего, это отличная материально-техническая база, которая непрерывно совершенствуется: у нас создана сеть специализированных лабораторий и аудиторий, издаются учебные пособия, пополняется библиотечный фонд. Сегодня фонд вузовской библиотеки составляет более 600 тысяч экземпляров различных изданий.
«Мы учим студентов на оборудовании будущего, которое ещё не поступило в школы», - добавляет Ольга Кузнецова.
Под эгидой Восточно-Сибирской академии образования в нескольких школах и образовательных центрах Иркутска, а также на базе самого вуза организованы и успешно работают педагогические мастерские.
Ещё один повод для гордости состоит в том, что академия одна из первых в регионе ввела многоуровневую систему подготовки студентов, принятую в мировом образовательном пространстве. Данная система предполагает получение полного спектра образовательных услуг по ступеням бакалавр - магистр - аспирант - докторант.
- Наша главная задача - дать человеку качественное образование, что позволит ему достичь каких-то вершин, - считает Ольга Владимировна. - Мы учим наших выпускников учиться, потому что любой специалист должен всю жизнь самосовершенствоваться и впитывать всё новое, современное.
Впереди - новые рубежи
Юбилей - это всегда рубеж между тем, что преодолели и чего добились, и тем, что открыто впереди и диктуется современными условиями. Юбилей - это очередной старт во времени. Восточно-Сибирская государственная академия образования в свои сто лет готова к новым свершениям и победам.
В этом смогли убедиться все гости, пришедшие накануне Нового года поздравить старейший вуз Приангарья с днём рождения. Несмотря на то, что праздник состоялся 30 декабря, актовый зал академии был полон. Полон не только людьми, но и улыбками, тёплыми словами и добрыми пожеланиями.
- Мы празднуем сегодня не просто сто лет педагогическому вузу, но и столетие высшего образования в Восточной Сибири. По-моему, это очень символично, - взял слово начальник управления инноваций и высшей школы министерства экономического развития науки и высшей школы Иркутской области Василий Щербак. - Есть профессии, без которых немыслимо представить себе нормальное человеческое общество. Учитель - из их числа. Педагог - это действительно звучит гордо.
Председатель комитета по социально-культурному законодательству Законодательного Собрания Иркутской области Ирина Синцова тоже подчеркнула историческую значимость происходящего события: «Нет более знаменательной даты, чем сто лет. Это и время подведения итогов, и повод строить планы на будущее».
Родной вуз пришли поздравить и его бывшие выпускники. В их числе был министр образования Иркутской области Виктор Басюк, который в своё время окончил факультет психологии Иркутского государственного педагогического института.
- 100 лет в регионе гордо распахивает свои двери педагогический вуз. Это ведущее учебное заведение по подготовке кадров для образовательных учреждений города и области. И в этом он не изменяет принципам, которые были заложены с момента его основания, - отметил министр. - В стенах академии подготовлены десятки тысяч отличных специалистов. Сегодня в Иркутской области нет ни одного педагогического коллектива, костяк которого бы не составляли выпускники Иркутского государственного педагогического института, университета, а ныне академии. Более того, выпускники вуза работают во многих школах других регионов.
Главный в образовании региона
- Благодаря целеустремлённости, творческому поиску, высокому профессионализму и умению бережно хранить заложенные традиции, команда вуза добивается успехов в осуществлении самых смелых планов и идей, - продолжил Виктор Басюк. - В академии работают творческие лаборатории, вуз имеет свои базовые школы, которые реализуют инновационные программы. Здесь проходят переподготовку и повышение квалификации работники учебных заведений городов и посёлков Сибири. ВСГАО осуществляет большую научную, научно-методическую и просветительскую работу во всём регионе. За это я хочу от имени выпускников, образовательной общественности и правительства Иркутской области сказать огромное спасибо всем преподавателям вуза и пожелать им удачи, человеческого счастья и творческих успехов на благо педагогики Приангарья.
Выпускник педвуза, а ныне мэр города Черемхово Вадим Семёнов признался со сцены, что он всегда с особой гордостью говорит всем, что учился в педагогическом институте: «Студенческие годы я вспоминаю как лучшие годы в своей жизни».
Заместитель председателя Думы города Иркутска Ирина Ежова поблагодарила руководство вуза за сохранение и реставрацию памятников архитектуры, коими являются почти все учебные корпуса академии: «За последние годы вуз стал украшением нашего города. Нынче, например, за счет привлечённых им средств из федерального бюджета Иркутск получил в подарок новое отреставрированное историческое здание на Нижней Набережной Ангары».
В качестве презента Ирина Всеволодовна вручила преподавателям академии почётные грамоты мэра города Иркутска за многолетний добросовестный труд и большой вклад в подготовку квалифицированных педагогических кадров.
Выпускники о любимом вузе
Наталья Малявкина, советник губернатора Иркутской области, выпускница 1972 года:
- Прошло 37 лет с тех пор, как я окончила математический факультет ИГПИ (как он тогда назывался), но до сих пор в моей памяти имена людей, которые формировали в нас уважение к профессии педагога, личным примером демонстрируя высочайший уровень владения предметом, бережное отношение к людям.
В день юбилея желаю вам, уважаемые коллеги, здоровья, успехов в вашей трудовой, научной деятельности. Дальнейшего процветания академии на благо образования, на благо развития Иркутской области.
Любовь Мороз, начальник управления образования города Черемхово:
- Ни разу в жизни не пожалела, что выбрала именно Иркутский государственный педагогический институт. Я занимаюсь любимым делом и искренне признательна за это своим преподавателям. Они были настоящими, живыми, умеющими зажечь идеей. Я вас люблю, родные мои!
Лидия Найманова, директор лицея №36 ОАО «РЖД», выпускница 1971 года:
- Вот уже 100 лет педвуз воспитывает юное поколение, ставя основной задачей максимально удовлетворить потребности общества в специалистах, без которых просто немыслима жизнь, - в учителях. Я с благодарностью вспоминаю страницы своей университетской биографии и уверена: отмечая эту достойную дату, коллектив вуза вправе гордиться богатой историей академии и достижениями её выпускников.
Александр Сопин, директор МОУ гимназия №3 города Иркутска, выпускник 1993 года:
- Я получил отличное образование, за что признателен нашему государству и тем профессионалам, которые меня учили - с удовольствием и высокой заинтересованностью в результате своего труда. Я с отличием окончил Иркутский государственный педагогический институт по специальности «география-биология». Всем педагогам, сопровождавшим меня, огромное спасибо и низкий поклон. Помню каждое их слово, напутствие, эмоции. Сегодня это мой багаж.
Ольга Верхозина, зав. Центром научно-методического сопровождения федеральных, областных программ и проектов ИПКРО:
- С большой благодарностью и почтением вспоминаю годы учёбы в ИГПУ на психологическом факультете. Там были созданы хорошие условия для обучения, преподавали сильные педагоги.
Александр Ляпунов, научный сотрудник лаборатории трансмиссивных инфекций Института эпидимиологии и микробиологии города Иркутска:
- Очевидные плюсы моей профессии: экспедиции за туманом, запахом тайги, а также комарами и клещами. Что может быть интересней, чем ходить по дну будущего Богучанского водохранилища, «загорать» на Койморских болотах в Тункинской долине, общаться с людьми, которые непосредственно влияют на научную и общественную жизнь региона, участвовать в организации мероприятий, которые многие видят только по телевизору.
Хотелось бы пожелать родному вузу ещё больше наполнить жизнь студентов наукой.
Человек с первого курса должен понимать, что учёба в вузе и получение диплома - это не формальность, оплаченная государством или родителями, а инвестиции в будущее.
Смотрите также:
- Сообщение о начале войны коллектив пединститута встретил с решимостью отдать все силы на отпор врагу →
- Александр Ануфриев: Фанатизм неизбежен →
- Педагоги нужны во все времена →