Учитель виртуальной школы Иркутска об особенностях онлайн-обучения

   
   

Чтобы попасть в виртуальную школу, ученикам достаточно вый­ти в Интернет, ввести свой логин и пароль.

Вместо тетрадок здесь монитор, вместо ручек и карандашей - клавиатура и мышка. Для связи с учителем служат наушники и компьютерная программа Skype. Торжественная линейка проходит в режиме видеоконференции, занятия - по индивидуальному графику, а «звонки на перемену» - в любое удобное время. Такие послабления введены для детей с ограниченными физическими возможностями, которые принимают участие в уникальном образовательном эксперименте. Благодаря сотрудничеству власти и бизнеса у всех учеников иркутской «Школы.ru» дома установлены компьютерное оборудование и программное обеспечение, необходимые для общения в режиме онлайн. Через Skype дети получают консультации по основным предметам: русскому языку, литературе, математике, истории, обществознанию, физике, иностранному языку, биологии. Проект «Школа.ru» реализуется на базе сетевого ресурсного центра школы № 57 города Иркутска всего второй год, но уже имеет неплохие результаты.

О том, что даёт новая форма обучения, каковы её преимущества и недостатки, корреспонденту «АиФ в ВС» рассказала классный руководитель виртуального класса, учитель информатики Виктория Мещанкина.

За парту - по Интернету

«АиФ в ВС»: - Всё новое поначалу пугает и настораживает. Особенно связанное с Интернетом. Многим родителям тяжело представить, что вместо живого учителя, с которым можно поговорить с глазу на глаз, к его ребёнку будет приходить виртуальный преподаватель, которого, если что не понравится, можно и выключить. Как отнеслись к проекту дети и их мамы, папы?

Виктория Мещанкина: - Я побывала в гостях у всех своих учеников перед тем, как стартовал проект, и могу сказать, что недовольных среди детей и родителей не было. Многие ребята ни разу не сидели за компьютером, подолгу не общались с ровесниками и даже не выходили на улицу. Естественно, с помощью новых технологий они надеялись подружиться с одноклассниками. Для родителей виртуальная школа стала неоценимой помощью: у них отпала необходимость постоянно занимать ребёнка, лишний раз везти его на занятия в обычную школу. Ведь дети полностью не переходят на учебу только в Интернете. Дистанционное обучение занимает часть учебной нагрузки, наряду с виртуальными уроками есть и традиционные, когда педагог приходит домой к школьнику. Каждый ребенок закреплён за определённым учебным заведением и классом, при желании он может посещать обычные уроки и все школьные мероприятия.

«АиФ в ВС»: - Вам, прежде чем стать классным руководителем, пришлось специально учиться, перенимать опыт у коллег?

   
   

В.М.: - Потребовалось освоить программу Skype. Кстати, за 10 лет педагогического стажа я никогда не была классным руководителем, а тут прошла «боевое крещение». Сначала было немного страшно: проект новый, неизвестно, пойдёт он или нет, примут его дети, родители или раскритикуют…

«АиФ в ВС»: - Как проходят виртуальные уроки?

В.М.: - Сейчас в виртуальной школе проводят только отдельные консультации. Говорить о полном дистанционном обучении, которое бы включало в себя все общеобразовательные предметы, пока ещё рано. Например, я учу ребят работать в графических программах, помогаю искать нужную информацию в Интернете, участвовать в дистанционных конференциях и конкурсах. Экран компьютера разделён на две части, на одной - изображение учителя, на второй пояснения, замечания педагога. Дети могут задать вопрос вслух или в окне чата. Правда, пока получается одновременно общаться только с двумя-тремя ребятами. Ещё один минус - ученик не может проследить за учителем цепочку решения, алгоритм получения формулы, так как он не видит процесс написания, а получает уже готовый вариант. Решить эту проблему может световое перо, средняя стоимость которого от 2,5 до 6 тысяч рублей. К сожалению, это непозволительная роскошь для школы.

Скромные и ранимые

«АиФ в ВС»: - Работать с обычными детьми непросто, а с теми, кто имеет какие-то проблемы со здоровьем, вдвойне тяжело…

В.М.: - Да, в основном это дети с диагнозом ДЦП, с умственными отклонениями. Есть детки, по которым внешне даже не скажешь, что у них какие-то проблемы со здоровьем. Все они очень ранимые и в тоже время боятся кого-то обременить своими проблемами, лишний раз обратиться за помощью. Им нелегко в жизни, но поражает их желание не просто жить, а жить отлично, если учиться - то только на «отлично». Восхищает их умение добиваться своего. На первый взгляд кажется - что сложного нарисовать в Photoshop открытку? А для детей, которые с трудом управляют мышкой, - это настоящий подвиг. Все мои ученики способные: они занимаются в театральных студиях, изучают иностранные языки, ходят в музыкальные, художественные школы, пишут стихи, танцуют. Многие действительно талантливы, но не хотят, чтобы их имена и фамилии афишировали. Некоторые даже убрали свои фотографии с личных страничек в Интернете.

Да, здоровые дети и ребята с ограниченными возможностями разные, но между тем равные. Равные в правах, чувствах, желаниях. Дети-инвалиды вполне обучаемы, просто по своей программе; они могут многого добиться, главное - им помочь. Иногда, конечно, бывает нелегко, приходится искать индивидуальный подход к каждому ребёнку, где-то уговаривать, убеждать, общаться на любые житейские темы. Нередко консультации затягиваются до позднего вечера, но я не могу сказать: «Всё, стоп, моя работа закончилась». Когда снимаю наушники, кажется, что уши к голове прилипли.

«АиФ в ВС»: - Можно ли сегодня говорить о каких-то результатах проекта «Школа.ru»? Приближает ли он детей-инвалидов к общему среднему образованию, которое получают обычные дети в наших школах, или, наоборот, отдаляет? Всё задуманное получается?

В.М.: - Спустя год чувствуется, что дети раскрепостились, раскрылись, стали более самостоятельными. Понятно, что компьютер никогда не заменит живого общения, но он помогает ребёнку получить знания, найти друзей, пусть посредством форумов и чатов. Виртуальная школа открыла для детей безграничные возможности. За год несколько ребят поучаствовали в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Так, восьмиклассница Александра Кокорина показала свои знания на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физике, а девятиклассник Евгений Третьяков занял 2-е место на Всероссийской олимпиаде по экологии.

В прошлом году у нас было пять выпускников: двое закончили 9 класс и поступили в средние учебные заведения, два одиннадцатиклассника успешно сдали ЕГЭ и тоже учатся в колледжах. Один мальчик, к сожалению, остался неустроенным. Хотя изначально речь шла о том, что шефство над детьми будет продолжено и после окончания школы. Многие подростки с ограниченными физичес­кими возможностями могли и хотели бы учиться в вузах. Но далеко не все образовательные учреждения горят желанием обучать детей-инвалидов...

Смотрите также: