На Север больше года не завозят продукты

Фото:

Тяжёлые фуры, которые должны были привезти запас провизии на весь следующий год, так и не смогли пробиться к северянам. Вот-вот с потеплением дорога снова закроется.

   
   

Что будет с людьми в многострадальной деревне?

На популярном интернет-сайте Youtube.com выложен снятый на телефон ролик под названием «Дорога в Ику». Таёжная просека поднимается в гору. Несколько человек по обе её стороны месят глубокий снег. «КамАЗ» везёт наверх бочки с топливом, поодаль стоит фура. Тяжёлая машина разгоняется, проезжает несколько десятков метров, останавливается и начинает медленно сползать вниз. Стоящий на обочине мужчина в порыве отчаяния хватается за бампер и вместе с «КамАЗом» съезжает на ногах по склону. Мужской голос за кадром (видимо, второго водителя) комментирует, что шофёру «лучше было машину понасиловать, чем потом уходить на сцеплении». Этот ролик сняли люди, пытавшиеся пробиться с продуктами к голодающим жителям…

Бюллетени важнее продуктов?

Четыре деревни Катангского района - Ика, Бур, Токма и Непа - одни из самых труднодоступных в Иркутской области - своего рода «остров невезения». Даже по воздуху до них нужно добираться в два этапа: сначала самолётом до Киренска, после - вертолётом (он курсирует раз в две недели) - до места назначения.

Коллаж Олеси Тугутовой

 

О том, что Ике грозит продовольственная проблема, заговорили ещё в феврале (тогда в седьмом номере «АиФ в ВС» вышел материал «Про деревню Ику, а также русский авось, бездорожье и забытых людей»). Спасительный зимник, по которому раз в год привозят всё необходимое, там не работал два месяца - не могли найти компанию, готовую очистить 40-километровый участок. Спустя несколько дней после той публикации зимник открыли. В начале марта мы со слов местной администрации даже написали о том, что жителям завозят топливо для электрогенераторов и продукты. Но это, увы, было правдой лишь наполовину.

Дорога оказалась такого качества, что за два месяца её работы доехать до деревни смогли только бензовозы и одна-единственная машина с продуктами. Как рассказали нам жители деревни, дорожные трудности возникли из-за того, что зимник в этом году проложили по новому маршруту - вероятно, чтобы сократить расходы на его обустройство.

- Дальнобойщики с продуктами боятся к нам ехать, а те единственные, кто добрался, сказали, что больше такого подвига не повторят, - рассказывает по телефону заведующая местным магазином Валентина Шолохова. У неё на прилавках остались только рафинад и сухой горох. Хлеб здесь пекут сами, поэтому в домах ещё есть мука. А вот подсобного хозяйства почти никто не держит: перестали, когда деревня осталась без последнего ветеринара (сегодня, по словам местных жителей, в Ике нет даже фельдшера…).

   
   

По воздуху в Ику продукты не завозят - говорят, слишком дорого. А вот бюллетени для голосования, получается, оказались важнее - они на вертолёте прилетели к северянам в срок. Дескать, сытым человеком ты можешь и не быть, но гражданином - обязан…

Как быть?

На этот вопрос власти отвечают: подождать до лета. Сейчас рассматривается вариант завезти продукты в соседнюю деревню Бур (180 километров от Ики). А с началом судоходного сезона, то есть к июню, сплавлять этот груз по воде. Как рассказал нам мэр Катангского района Сергей Чонский, поставка продуктов задержалась, потому что до 29 марта между районными и областными властями не были заключены все необходимые соглашения (при этом, правда, в остальные 12 деревень района продовольствие пришло). Глава района пообещал, что уже на этой неделе в Ику прибудут две специальных вездеходных машины с продуктами. Уже сейчас они готовятся выехать из соседней деревни Непа.

- Ситуация в Ике не критичная, и запасов продуктов хватит ещё на два месяца. Продуктов не осталось на прилавках потому, что всё заранее скупили для запасов местные жители. Поэтому причин для волнений нет, - убеждён Сергей Чонский.

А вот злополучный зимник власти всё-таки пообещали улучшить. Правда, только в следующем году.

Кстати:

Около 200 человек осталось в Ике, Непе, Буре и Токме. Каждую отделяет от цивилизации около сотни километров бездорожья.

Смотрите также: